Русский народный фольклор в группе раннего возраста
Медленно разводя ручки в такт говорят:
Батюшке – сажень!
Матушке – сажень!
Братцу – сажень!
Сестрице – сажень
А мне – долга, долга, долга!
При каждом стихе руки ребенка складывают и снова разводят, при последних словах – очень широко.
Как и в колыбельных песнях, важное значение в пестушках имеет ритм. Веселая, затейливая песенка с отчетливым скандированием стихотворных строк вызывает у ребенка радостное настроение.
Потешки–пестушки незаметно переходят в потешки-песенки, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками и ножками (известные «Ладушки» и «Сорока»). В этих играх есть уже нередко «педагогическое» наставление, «урок». В «Сороке» щедрая белобока накормила кашей всех, кроме одного, хотя и самого маленького (мизинец), но лентяя:
Зачем дров не колол,
Воды не носил?
Этот мотив охотно развивают:
А ты, бедный маленец (маленький),
Ты, коротенец (короткий),
По воду ходи,
Баньку топи,
Робят мой,
Телят корми…
Прибаутки – детям в первые годы их жизни матери и няньки пели и песенки более сложного содержания, уже не связанные с какой-либо игрой. Все эти разнообразные песни можно определить одним термином – «прибаутки». Своим содержанием они напоминают маленькие сказочки в стихах. Это прибаутка о петушке – золотом гребешке, который летал за овсом на Куликово поле; о курочке-рябе, что «просо сеяла, горох веяла».
Как правило, в прибаутке дана картина какого-либо яркого события или изображается стремительное действие. Это в полной мере отвечает активной натуре ребенка.
Дон, дон, дон!
Загорелся Кошкин дом.
Бежит курица с ведром –
Заливать Кошкин дом.
Колыбельные песни – в народе зовут байками. Это название произошло от глагола баять, баить – говорить. Старинное значение этого слова – «шептать, заговаривать». Такое название колыбельные песни получили не случайно: самые древние из них имеют прямое отношение к заговорной поэзии. «Дремушка – дрема, отойди ты от меня!» - говорили крестьяне, борясь со сном. Няньки или мать, напротив, звали дрему к малышу:
Сон да дрема,
Приди к Ване в голов,
Сон да дрема,
Накатись на глаза.
В песнях, назначение которых убаюкать ребят, ритмика и звуковое «оформление» соответствуют покачиванию и скрипу зыбки:
А качи, качи, качи
Прилетели к нам грачи,
сели грачи на ворота:
Ворота-то скрып, скрып!
А Сашенька спит, спит.
Баю-бай, Баю-бай!
Заклички – обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям). Очень рано дети обучаются на улице у своих сверстников разным закличкам (от слова закликать – «звать, просить, приглашать, обращаться). Помимо закличек ребенок в крестьянской семье знал различные приговорки. Чаще всего их произносит каждый поодиночке. Это обращения – к мыши, улитке, маленьким жучкам; подражание птичьим голосом; приговорки при скакании на одной ноге, чтобы из уха вылилась вода, попавшая труда во время купания. Закличка наполняла детское сердце той же, что и у взрослых, надеждой на обильный урожай, достаток и богатство. В фольклоре последнего времени песенные заклички стали игрой, в них внесено много занимательного и забавного.
Статьи о педагогике:
Краткие сведения об «образовательной карте» города, района
Одной из приоритетных задач допрофильной подготовки и профильного обучения является организация информационной работы с учащимися основной и старшей школы. Допрофильная подготовка и профильное обучение, как правило, должны начинаться с информирования учащихся и их родителей об образовательных возмо ...
Характеристики тренинга
Во-первых, сформулированная ведущим цель. Целью тренинга можно считать изменение навыков и умений человека, ведущее к его развитию и более эффективной адаптации. Можно говорить о формировании, развитии, совершенствовании не только поведенческих, но и умственных навыков и умений, говоря широко – нав ...
Психические процессы. Внимание
Вниманием называется направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком либо объекте. Оно необходимо и при восприятии, мышлении, действии. Внимание повышает эффективность соответствующей психической деятельности. Оно выражается в более ясном и отчетливом протекании психических про ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования