Русский народный фольклор в группе раннего возраста

Перспективы образования » Русский народный фольклор в группе раннего возраста

Страница 2

Следовательно, понимание и освоение мира происходят сначала через решения практических и – позднее – логических задач, и эта последовательность объективна: человек не сразу овладевает высшими формами мышления.

У двух, трехлетних детей анализ, синтез, сравнение и другие мыслительные операции еще неотделимы от практических действий с предметом, с реальным расчленением его на части и соединением элементов в одно целое.

В раннем детстве мышление носит наглядно-действенный характер, но постепенно формируется наглядно-образное мышление, свойственное дошкольному периоду детства, а затем – отвлеченное, логическое. При этом ранние формы мышления не исчезают, а как бы свертываются, но в нужный момент взрослый извлекает из их глубин своего сознания.

Какова связь между развитием речи и мышлением ребенка? Каждый из нас встречал детей смышленых, но еще плохо говорящих. Действительно, в раннем возрасте, на 2-3 году жизни, наблюдаются большие индивидуальные различия в освоении речи: один начинает говорить рано, при этом четко произносят слова; другие хорошо понимают речь, но сами говорят мало. Постепенно в процессе роста ребенка и его развития – эти различия сглаживаются. Свою роль играют и специальные занятия по развитию речи.

Важно различать понимание речи (пассивный словарь) и произнесение слов – активная речь (активный словарь). Понимание речи приходит раньше активного ее освоения. Пассивный словарь всегда значительно шире, чем активный.

Задачами первых лет жизни являются, во-первых, расширение понимания речи взрослых и, во-вторых, формированию активного словаря ребенка. Это важно, потому что в процессе речевого общения ребенок, как и взрослый, обогащает свои знания не только путем индивидуального практического опыта, но и путем усвоения общественного опыта, накопленного многими поколениями. Итак, речь имеет прямое отношение к познавательному развитию: с ее помощью ребенку сообщаются определенные знания, передаются умения и навыки.

Речь не только служит познанию, но и является необходимым средством, орудием человеческого мышления. Человек мыслит словами, произнося их громко или про себя (внешняя и внутренняя речь). Вместе с тем речь и мышление не одно и то же, потому что мышление – отражение в мозгу предметов и явлений в их закономерных связях и отношениях.

Нельзя ставить знак равенства между умением говорить и умственным развитием ребенка, но речь тем не менее имеет прямое отношение к развитию мышления. Какая между ними связь? Каждое слово – это речевой знак. Ребенок очень рано понимает, что все можно обозначить словом. И, произнося сакраментальное «Это что?», требует, чтобы взрослые называли все, что он видит вокруг: предметы, их признаки, действия с ними.

Итак, в слове заложено знаковое обозначение всего окружающего. Но люди не могли бы выразить ни одной мысли, если бы язык не обладал обобщающей функцией. Иначе все на свете, например, каждый листочек на каждом дереве, имело бы свои названия. Однако, когда мы произносим слово лист (не важно, какой – кленовый, березовый), мы понимаем, что речь идет не о дереве – в целом, не о корне и не о корнях. Эту закономерность языка малыш усваивает особенно интенсивно и четко на третьем году жизни. Мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) возможны только с помощью речи, внешней или внутренней. При этом в процессе анализа и синтеза человек задает себе вопросы, строит различные предположения, рассуждает, приходит к определенным суждениям и понятиям. В процессе этой мыслительной деятельности он прибегает к сравнениям (сопоставление объектов с целью выявления сходства или различия между ними), что является важной предпосылкой обобщения (умозаключения, суждения и понятия).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Статьи о педагогике:

Особенности альтернативных систем обучения
Проблема развивающего обучения сегодня настолько актуальна, что нет, пожалуй, ни одного учителя, который бы не задумывался над ней. Традиционно процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и развития. К основ ...

Организация природоведческой работы в повседневной жизни дошкольников
Понятие повседневная жизнь предусматривает процесс воспитания детей в разные режимные моменты. С точки зрения экологического воспитания наибольшее значение имеют утренние часы (до завтрака), когда дети приходят из дома, - это самое подходящее время для проведения мероприятий в уголке природы, проме ...

Зарождение систем воспитания
Система воспитания — это совокупность взаимосвязанных целей и принци­пов организации воспитательного процесса, методов и приемов их поэтапной реа­лизации в рамках определенной социальной структуры (семьи, школы, вуза, госу­дарства) и логике выполнения социального заказа. Любая система воспитания во ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru