Русский народный фольклор в группе раннего возраста

Перспективы образования » Русский народный фольклор в группе раннего возраста

Страница 8

Как показали исследования, усвоив что-то, ребенок третьего года способен переносить полученные знания в аналогичную ситуацию, т.е. имеет место интенсивное развитие ориентировочной активности, которая проявляется не столько в подражании и выполнении действий по аналогии, сколько в обогащении ситуации собственными «находками». Так нарядная сказка оказывает воспитывающее влияние на малыша.

Заметим: методика ознакомления детей с русской сказкой учитывает эту линию активного познания, и задача воспитателя не только учитывать ее, но и развивать. Ведь ребенок имеет уже определенный опыт социальной практики, и нельзя игнорировать его. Педагог должен знать уровень развития своих воспитанников и преподносить произведение адекватно этому уровню, не занижая возможностей восприятия.

Исследования показывают: третий год жизни ребенка – это период, когда он пытается осознать, понять целенаправленность и логичность действий взрослого. Дети, следуя активному подражанию, начинают повторять эти действия, поэтому-то они и «чувствительны» ко всем нюансам реальной жизни. Это период усвоения первых социальных норм, правил человеческого общения, познания элементов культуры поведения.

В наиболее ранние сроки (до полутора-двух лет) внешний, зрительный эффект побуждает самых маленьких к возгласам, эмоциональным проявлениям в речи, которые возникают в момент наиболее яркой заинтересованности. Внешние эффекты – зрелищность – вначале подавляют речь. Ребенок должен пережить ситуацию, вжиться в нее, понять. Вот тогда уже потоком идет речь, так как есть что сказать; появляется потребность выразить себя в слове. Поэтому и различна речевая активность ребенка на зрелищные эффекты в начале второго и на третьем году его жизни. Отсюда и вывод: на третьем году жизни ребенка в ознакомлении с нарядными произведениями возрастает функция слова.

Фольклор – одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Детям фольклор близок и интересен, и воспитатели им помогают, приобщаясь к фольклору, играть, набираться ума – разума, становиться добрее, понимать шутку, юмор, радоваться. Детский фольклор воспитатели могут использовать в индивидуальных и групповых занятиях, в часы досуга, на праздниках. Анализ фольклорных текстов показывает, что народные произведения, адресованные малышам, обеспечивают системный подход к ознакомлению с окружающим через приоритетную ориентацию на человека и виды его деятельности, именно это открытие внутреннего богатства фольклорных текстов для маленьких приводит к выводу, как значимы народные произведения, в качестве действенного метода гуманизации воспитательного процесса.

Задача педагога – заложить в душе ребенка первые ростки человеколюбия и гуманизма ко всему живому. Фольклорные произведения учат детей понимать «доброе» и «злое», противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе. Через сказку, потешки, песенки у малышей складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека. Так, репка, морковка, огурчик в их представлении уже не обыкновенный предмет, а источник труда человека. Постепенно ребенок подводится к восприятию более сложных сюжетов, у него возникает чувство сопереживания к герою произведения. Как правило, он уже может дать оценку событиям, описываемым в художественном произведении, помнит ход действий, их последовательность; может рассказать, чем все закончилось. Он начинает понимать не только житейские, обыденные ситуации, но и непредвиденные повороты сюжета, откликается на юмор, курьезность некоторых ситуаций.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9


Статьи о педагогике:

Психические процессы. Воображение
Воображение – это психическая деятельность, состоящая в создании представлений или осмысленных образов в человеческом сознании, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Оно позволяет представить результат деятельности до её начала, предвосхитить то, чего не существует. Имен ...

Психолого-педагогические особенности подросткового возраста
Подростковый возраст занимает важную фазу в общем процессе становления человека как личности, когда в процессе построения нового характера, структуры и состава деятельности ребенка закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представ ...

О роли тренинга в образовательном процессе
Современные научные концепции в психологии все больше уделяют внимания субъектности человека и взаимодействию субъектов на разных уровнях, считая это основополагающим условием человеческой жизнедеятельности. Особо важную роль субъект-субъект взаимодействие играет в педагогическом процессе, поскольк ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru