Характеристика функционального состояния организма школьников

Страница 7

Исследование функционального состояния сердечно–сосудистой системы (ССС) заключалось в следующем: регистрировалась частота пульса в покое, а затем - после выполнения функциональной пробы. В отдельных экспериментах регистрация частоты пульса проводилась на всём протяжении выполнения физических нагрузок. Функциональная проба в наших исследованиях применялась с использованием изометрического упражнения “Поза конькобежца”.

Для характеристики функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы школьников были проведены лабораторные исследования с применением данной изометрической нагрузки, заключавшейся в удержании груза, равного 30% веса тела испытуемого. Данная функциональная проба была предложена Л.С. Дворкиным.

Продолжительность изометрического напряжения в первой попытке составляла 70% от максимального, а во второй - до отказа. Выполнение упражнения прекращалось, если испытуемый не мог выполнять условия эксперимента: угол сгибания ног в коленном суставе не должен быть больше или меньше 90-100°, дыхание должно быть равномерным, при его задержке упражнение прекращалось. Предварительные исследования показали, что юные волейболисты 12 лет, не адаптированные к изометрическим упражнениям, удерживали груз в позе конькобежца до 20-22 с 13 лет - 25-27 и 14 лет до 30 с.

Как было отмечено выше, использование функциональной пробы с изометрическим напряжением позволяло регистрировать изменение физиологических показателей сердечно-сосудистой системы непосредственно во время выполнения мышечной работы. Продолжительности данной нагрузки хватало, чтобы зарегистрировать не только ЧСС, но и кровяное артериальное давление в начале и в конце статического напряжения.

Сравнивая полученные данные исследования функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы юных волейболистов, занимающихся силовой подготовкой, с показателями сверстников, которые этой подготовкой не занимались, мы имели возможность оценить динамику не только совершенствования физических (силовых) качеств школьников, но и приспособительных возможностей ССС к выполнению изометрических напряжений.

Непрерывная регистрация частоты пульса во время выполнения изометрических напряжений позволила использовать такие показатели, как “площадь регулирования” (ПР) и “коэффициент демпфирования” (КДФ) или, как его ещё называют, “динамический коэффициент формы” для характеристики качества регулирования сердца (55). Эффективность использования этих показателей функционирования ССС во время мышечной работы убедительно показана в работах Р.А. Шабунина (194), Л.С. Дворкина (67) и других авторов (рис. 2.2).

Рис. 2.2 - Схема расчёта ПР и КДФ частоты пульса (ЧП) при выполнении статического напряжения

На рис. 2.2 показана схема расчёта ПР и КДФ при непрерывной регистрации частоты пульса (при помощи стандартного электрокардиографа). КДФ (коэффициент демпфирования) относительных единиц, кривая линия - динамика изменения частоты пульса, зарегистрированной до начала выполнения статического напряжения, во время его выполнения, в восстановительном периоде. S1, S2, S3, S4 - площадь исходного уровня в мм2; S5 - площадь статической работы в мм2; S6, S7, S8, S9 - площадь восстановительного периода в мм2.

ПР представляет собой площадь замкнутой области, ограниченную с одной стороны линией равномерного режима (в нашем примере - это средняя частота пульса в исходном фоне за 60 с до начала работы), а с другой - кривой переходного процесса (кривая изменения частоты пульса во время работы подсчитывалась за каждые 5-10 секунд). Чем меньше при прочих равных условиях ПР, тем лучше качество регулирования ССС, а значит, и приспособительные возможности сердечно-сосудистой системы, и наоборот. Величина ПР находится планиметрическим путём и выражается в мм2

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8


Статьи о педагогике:

Содержание логопедической работы по формированию синтаксической структуры простого предложения у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня
Логопедическая работа с детьми с ОНР обуславливается рядом общедидактических и специфических принципов в работе с детьми с речевыми нарушениями, озвученными О.А. Карабановой [17. С. 88]: 1. Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач. Соблюдение означенного принципа не позволяет ...

Организация внеклассной работы по русскому языку
В Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы сказано: "Свободное владение русским языком должно стать нормой для молодежи, оканчивающей средние учебные заведения". Такой уровень владения русским языком может быть достигнут лишь при комплексном использовании ...

Цель педсовета
Главная цель педагогического совета – объединить усилия коллектива ДОУ для повышения уровня воспитательно-образовательного процесса, использования в практике достижений педагогической науки и передового опыта. Современный педагогический совет является полифункциональным (функции – лат., обязанность ...

Меню

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru