Характеристика функционального состояния организма школьников

Страница 7

Исследование функционального состояния сердечно–сосудистой системы (ССС) заключалось в следующем: регистрировалась частота пульса в покое, а затем - после выполнения функциональной пробы. В отдельных экспериментах регистрация частоты пульса проводилась на всём протяжении выполнения физических нагрузок. Функциональная проба в наших исследованиях применялась с использованием изометрического упражнения “Поза конькобежца”.

Для характеристики функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы школьников были проведены лабораторные исследования с применением данной изометрической нагрузки, заключавшейся в удержании груза, равного 30% веса тела испытуемого. Данная функциональная проба была предложена Л.С. Дворкиным.

Продолжительность изометрического напряжения в первой попытке составляла 70% от максимального, а во второй - до отказа. Выполнение упражнения прекращалось, если испытуемый не мог выполнять условия эксперимента: угол сгибания ног в коленном суставе не должен быть больше или меньше 90-100°, дыхание должно быть равномерным, при его задержке упражнение прекращалось. Предварительные исследования показали, что юные волейболисты 12 лет, не адаптированные к изометрическим упражнениям, удерживали груз в позе конькобежца до 20-22 с 13 лет - 25-27 и 14 лет до 30 с.

Как было отмечено выше, использование функциональной пробы с изометрическим напряжением позволяло регистрировать изменение физиологических показателей сердечно-сосудистой системы непосредственно во время выполнения мышечной работы. Продолжительности данной нагрузки хватало, чтобы зарегистрировать не только ЧСС, но и кровяное артериальное давление в начале и в конце статического напряжения.

Сравнивая полученные данные исследования функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы юных волейболистов, занимающихся силовой подготовкой, с показателями сверстников, которые этой подготовкой не занимались, мы имели возможность оценить динамику не только совершенствования физических (силовых) качеств школьников, но и приспособительных возможностей ССС к выполнению изометрических напряжений.

Непрерывная регистрация частоты пульса во время выполнения изометрических напряжений позволила использовать такие показатели, как “площадь регулирования” (ПР) и “коэффициент демпфирования” (КДФ) или, как его ещё называют, “динамический коэффициент формы” для характеристики качества регулирования сердца (55). Эффективность использования этих показателей функционирования ССС во время мышечной работы убедительно показана в работах Р.А. Шабунина (194), Л.С. Дворкина (67) и других авторов (рис. 2.2).

Рис. 2.2 - Схема расчёта ПР и КДФ частоты пульса (ЧП) при выполнении статического напряжения

На рис. 2.2 показана схема расчёта ПР и КДФ при непрерывной регистрации частоты пульса (при помощи стандартного электрокардиографа). КДФ (коэффициент демпфирования) относительных единиц, кривая линия - динамика изменения частоты пульса, зарегистрированной до начала выполнения статического напряжения, во время его выполнения, в восстановительном периоде. S1, S2, S3, S4 - площадь исходного уровня в мм2; S5 - площадь статической работы в мм2; S6, S7, S8, S9 - площадь восстановительного периода в мм2.

ПР представляет собой площадь замкнутой области, ограниченную с одной стороны линией равномерного режима (в нашем примере - это средняя частота пульса в исходном фоне за 60 с до начала работы), а с другой - кривой переходного процесса (кривая изменения частоты пульса во время работы подсчитывалась за каждые 5-10 секунд). Чем меньше при прочих равных условиях ПР, тем лучше качество регулирования ССС, а значит, и приспособительные возможности сердечно-сосудистой системы, и наоборот. Величина ПР находится планиметрическим путём и выражается в мм2

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8


Статьи о педагогике:

Роль природы в экологическом воспитании дошкольников
В «Программе воспитания в детском саду» предусмотрено всестороннее развитие детей – физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое. В процессе деятельности детей: игре, учебе, труде – формируется личность ребенка. Основу содержания деятельности детей составляют те знания и умения, ко ...

Значение детских рисунков в ранней диагностике неспособности к обучению
Рассмотрим особенности диагностики неспособности к обучению при помощи рисуночных тестов. 1. Диагностика нарушений восприятия. Для практических целей Форгус (Forgus) определил восприятие как процесс донесения информации, полученной из ощущений, ее расшифровки, установления связи с ранее пройденным ...

Ценностные ориентации: социокультурный контекст
В начале работы следует обозначить принципиально важную для нас взаимозависимость систем ценностей людей и типа общества, в котором они живут. Поскольку ценности это психосоциальное явление (более подробно – в гл. 1.3.), то и структура ценностей индивидов, групп во многом зависит от типа общества, ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru