Особенности трудового процесса при освоении профессии «слесарь-ремонтник»

Страница 8

В связи с этим в данной главе обосновывается выбор средств физического воспитания учащихся ПТШ, осваивающих профессию слесаря-ремонтника, способствующих оптимизации трудового, профессионального обучения и укреплению состояния здоровья подростков и анализируются собственно результаты сравнения показателей I и III курсов.

Для выявления «ключевых» физиологических функций был проведен анализ существующих программ профессионального обучения слесаря-ремонтника, затем осуществлен хронометраж занятий с целью выявления основных рабочих операций. Далее были привлечены опытные мастера-преподаватели производственного обучения в качестве экспертов для установления приоритетности физиологических функций при выполнении тех или иных рабочих операций.

Основными физиологическими функциями при профессиональном обучении слесаря-ремонтника, как было выяснено, являются способность к координации движений рук, общая мышечная сила и выносливость к статическому напряжению, точность мышечных усилий и движений, сила и подвижность нервных процессов, устойчивость внимания, точность линейного глазомера, а также функциональное состояние кардиореспираторной системы.

Главным фактором, от которого зависит степень эффективности профессионально-прикладной физической подготовки, является направленность воздействия видов спортивной тренировки на центральную нервную систему, анализаторы и физические качества занимающихся.

Большая пластичность высшей нервной деятельности обусловливает возможности ее совершенствования. Способность организма, и прежде всего центральной нервной системы, приспосабливаться к различным условиям, к воздействиям внешней среды дает почти неограниченные возможности направленного образования морфофизиологических сдвигов под воздействием соответствующего подбора средств, методов и тренировочных нагрузок .

Применение средств физического воспитания для профессиональной подготовки основывается на явлении переноса тренированности с одних функциональных систем организма на другие .

Большие возможности положительного переноса эффекта от занятии физическими упражнениями на трудовую деятельность заложены в полиструктурности и полифункциональности физических упражнений и трудовых двигательных действий. Полиструктурность физических упражнении и трудовых двигательных действий проявляется в том, что отдельная мышечная группа (орган, система организма) может обеспечивать разнообразные двигательные действия. Полифункциональность обусловливает выполнение каждого из них за счет активизации функций многих органов и систем организма, психических и личностных свойств человека. С одной стороны, одни и те же функции организма (психические процессы, личностные свойства человека) можно развивать с помощью разных физических упражнений, с другой - с помощью даже одного упражнения, но различными способами его выполнения можно развить многие функции организма.

Чтобы добиться возможно большей величины переноса эффекта от занятий физическими упражнениями на трудовую деятельность, надо:

а) ознакомить занимающихся с явлением переноса, с возможностью развития профессионально важных способностей в процессе занятий физическими упражнениями, сформировать у них сознательное и активное отношение к физическому воспитанию с профессиональной направленностью;

б) подбирать такие упражнения, которые бы по структуре движений, физиологическому и психологическому обеспечению были возможно более близкими к структуре профессиональных двигательных действий;

в) обучение специальным упражнениям доводить до уверенного выполнения;

г) использовать возможно больший арсенал физических упражнений.

После изучения профессии и выявления ведущих функций был произведен переход к выбору профессионально-прикладных видов спорта. Для этого проанализированы возможные виды спорта и их элементы. Перечень видов спорта, которые могут быть использованы в физическом воспитании учащихся в качестве профессионально-прикладного материала, весьма обширен. Если же каждый вид еще подразделить на элементы по степени их профессионально-прикладной значимости, то выбор средств профессионально-прикладной физической подготовки будет еще больше. Поэтому важность определения профессионально-прикладного значения видов спорта и их элементов, необходимость единой научно обоснованной методики их отбора и группировки не вызывают сомнения.

В ряде экспериментальных и теоретических работ показано, что средствами ППФП должны являться разнообразные физические упражнения, а также отдельные виды спорта, наиболее близкие по своей структуре к основным движениям или физическому воздействию к осваиваемой профессии. При выборе средств физического воспитания необходимо учитывать характер воздействия предлагаемых упражнений на функциональное состояние занимающихся.

При анализе основных массовых видов спорта, входящих в программу физического воспитания учащихся учебных заведений, было выявлено, что одни из них оказывают тренировочные действия на психофизиологические функции, без высокого уровня развития которых полноценное освоение профессии невозможно, другие благотворно воздействуют на системы, обеспечивающие адаптацию учащихся к условиям производства.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13


Статьи о педагогике:

Методические рекомендации педагогам и родителям по развитию речи детей
Основными задачами обучения в подготовительной группе для детей со средним и низким уровнем речевой готовности в детском саду стали: формирование и развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия; формирование звукопроизношения; формирование навыков дифференциации звуков; ...

Общая характеристика учебной деятельности
Обучение - конкретный вид педагогического процесса, в ходе которого под руководством специально подготовленного лица (педагога, преподавателя) реализуются общественно обусловленные задачи образования личности в тесной взаимосвязи с ее воспитанием и развитием. Правильное понимание самого процесса об ...

О роли тренинга в образовательном процессе
Современные научные концепции в психологии все больше уделяют внимания субъектности человека и взаимодействию субъектов на разных уровнях, считая это основополагающим условием человеческой жизнедеятельности. Особо важную роль субъект-субъект взаимодействие играет в педагогическом процессе, поскольк ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru