Особенности трудового процесса при освоении профессии «слесарь-ремонтник»
Учащиеся, поступающие на учебу в средние профтехучилища, подвергаются обязательным предварительным осмотрам, которые осуществляются медицинскими комиссиями, для правильного решения вопросов профессиональной пригодности к избранной профессии.
Предварительные медицинские осмотры абитуриентов имеют определенную специфику: в целях дифференциальной диагностики различных функциональных отклонений от патологии необходимо обращать особое внимание на выявление возрастных морфофункциональных отклонений.
При наличии у подростков функциональных отклонений, в частности в области сердечно-сосудистой, дыхательной системы, терапевт должен быть предельно внимательным. Нельзя игнорировать даже незначительные функциональные отклонения, так как многие из них могут быть причиной ограничения профессиональной пригодности сначала при освоении, а потом и при работе по профессии слесарь-ремонтник.
Большое значение при оценке физического развития придается состоянию опорно-двигательного аппарата, к которому при обучении профессии предъявляются повышенные требования. К нарушениям опорно-двигательного аппарата относятся как функциональные (незначительные) отклонения в осанке, так и деформации различных частей костного скелета - позвоночника, грудной клетки, таза, стопы. Последние могут быть врожденными и приобретенными. Врожденными дефектами считаются аномалии развития позвонков (их сращение, клиновидная форма, увеличение или уменьшение числа ребер и их сращение и др.). К нарушениям опорно-двигательного аппарата предрасполагают заболевания, перенесенные в раннем детстве (рахит, инфекционные болезни). Хирургу необходимо детально обследовать состояние опорно-двигательного аппарата (функции мышц и суставов, верхние и нижние конечности, дефекты костей и пальцев). Следует также обратить внимание на особенности патологии, характерные для подростков, а именно: на бугристость большеберцовых костей под собственной связкой надколенника (болезнь Шлаттера), головок метаторзальных костей при подошвенном сгибании пальцев (болезнь Келлера), а также на тыльную поверхность лучезапястного сустава при пальпации полулунной кости (болезнь Кинбека), так как на опорно-двигательный аппарат приходится одна из основных нагрузок при работе слесаря-ремонтника.
Отоларингологу наряду с определением остроты слуха (слышимость шепотной и разговорной речи) необходимо исследовать состояние слухового нерва, так как профессия связана с воздействием производственного шума, слизистую носоглотки, носовое дыхание, придаточные полости носа, вестибулярный аппарат.
Зачисление молодежи в средние профтехучилища может производиться только при наличии заключения медицинской комиссии о пригодности к избранной профессии.
Одной из актуальных задач современной медицины труда является разработка критериев профессиональной пригодности с использованием подходов, включающих изучение индивидуальных свойств нервной системы, особенности личностей, психических процессов. Принято считать профессионально значимыми те психофизиологические функции, без определенного уровня развития которых успешное освоение профессии и адаптация невозможны.
В процессе учебы и работы профессия предъявляет повышенные требования к особенностям высшей нервной деятельности (силе, подвижности, уравновешенности основных нервных процессов, корково-подкорковым взаимоотношениям и взаимоотношениям сигнальных систем), чувствительности анализаторов (зрительного, слухового, двигательного, тактильного, вестибулярного), к свойствам внимания, памяти и так далее. Профессия слесаря-ремонтника требует высокой мышечно-суставной и тактильной чувствительности, развитого линейного глазомера, памяти и внимания.
Качество выполнения трудовых заданий связано со степенью напряженности труда, а также с воздействием неблагоприятных факторов производственной среды. Влияние на работоспособность сочетания неблагоприятных факторов производства приводит к физиологическим изменениям и смещению баланса психологического профиля. Эти данные лежат в основе успешности, надежности и безаварийности работы, так как активация полушарий мозга не обусловливает успешности адаптации, но обеспечивает резервные возможности, высокую пластичность, легкость вовлечения центров в формирование сопряженных доминантных очагов возбуждения и торможения.
Основные требования для работающих по профессии слесарь-ремонтник:
- физическое состояние не ниже среднего;
- высокая общая выносливость организма;
- хорошее состояние и функционирование центральной нервной системы, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, сосудов и систем головного мозга, глазодвигательного аппарата;
- способность точно чувствовать и дозировать наибольшие по величине силовые напряжения;
- статическая выносливость мышц спины, устойчивость к гиподинамии;
- способность быстро овладевать навыками движений руками, пальцами рук, быстрые и точные движения руками, пальцами рук, способность согласовывать движения рук и пальцев, хорошая подвижность суставов рук;
Статьи о педагогике:
Данные педагогических экспериментов
Исследование проводилось в школе №3 района, области в 3"А" и 3"Б" классах. Задача констатирующего эксперимента: выявить типичные речевые ошибки в работах учащихся. Для решения данной задачи было определено два класса - экспериментальный и контрольный. Экспериментальным классом я ...
Внеклассное мероприятие с применением элементов менеджмента "Распределение труда в семье"
Менеджмент – это наука об управлении. Основными составляющими менеджмента являются: постановка целей, определение задач, стратегическое и тактическое планирование, организация производства, стимулирование работников, контроль и коррекция деятельности. 2. Объяснение нового материала (10–15 минут) В ...
Технология формирования социальной активности студента в воспитательной
системе вуза
В современном образовательном пространстве возникла необходимость в подготовке профессионально компетентных, социально активных и конкурентоспособных специалистов, готовых обеспечить обществу устойчивое, безопасное и успешное развитие, так как общество ставит перед человеком все более усложняющиеся ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования