Особенности трудового процесса при освоении профессии «слесарь-ремонтник»
Учащиеся, поступающие на учебу в средние профтехучилища, подвергаются обязательным предварительным осмотрам, которые осуществляются медицинскими комиссиями, для правильного решения вопросов профессиональной пригодности к избранной профессии.
Предварительные медицинские осмотры абитуриентов имеют определенную специфику: в целях дифференциальной диагностики различных функциональных отклонений от патологии необходимо обращать особое внимание на выявление возрастных морфофункциональных отклонений.
При наличии у подростков функциональных отклонений, в частности в области сердечно-сосудистой, дыхательной системы, терапевт должен быть предельно внимательным. Нельзя игнорировать даже незначительные функциональные отклонения, так как многие из них могут быть причиной ограничения профессиональной пригодности сначала при освоении, а потом и при работе по профессии слесарь-ремонтник.
Большое значение при оценке физического развития придается состоянию опорно-двигательного аппарата, к которому при обучении профессии предъявляются повышенные требования. К нарушениям опорно-двигательного аппарата относятся как функциональные (незначительные) отклонения в осанке, так и деформации различных частей костного скелета - позвоночника, грудной клетки, таза, стопы. Последние могут быть врожденными и приобретенными. Врожденными дефектами считаются аномалии развития позвонков (их сращение, клиновидная форма, увеличение или уменьшение числа ребер и их сращение и др.). К нарушениям опорно-двигательного аппарата предрасполагают заболевания, перенесенные в раннем детстве (рахит, инфекционные болезни). Хирургу необходимо детально обследовать состояние опорно-двигательного аппарата (функции мышц и суставов, верхние и нижние конечности, дефекты костей и пальцев). Следует также обратить внимание на особенности патологии, характерные для подростков, а именно: на бугристость большеберцовых костей под собственной связкой надколенника (болезнь Шлаттера), головок метаторзальных костей при подошвенном сгибании пальцев (болезнь Келлера), а также на тыльную поверхность лучезапястного сустава при пальпации полулунной кости (болезнь Кинбека), так как на опорно-двигательный аппарат приходится одна из основных нагрузок при работе слесаря-ремонтника.
Отоларингологу наряду с определением остроты слуха (слышимость шепотной и разговорной речи) необходимо исследовать состояние слухового нерва, так как профессия связана с воздействием производственного шума, слизистую носоглотки, носовое дыхание, придаточные полости носа, вестибулярный аппарат.
Зачисление молодежи в средние профтехучилища может производиться только при наличии заключения медицинской комиссии о пригодности к избранной профессии.
Одной из актуальных задач современной медицины труда является разработка критериев профессиональной пригодности с использованием подходов, включающих изучение индивидуальных свойств нервной системы, особенности личностей, психических процессов. Принято считать профессионально значимыми те психофизиологические функции, без определенного уровня развития которых успешное освоение профессии и адаптация невозможны.
В процессе учебы и работы профессия предъявляет повышенные требования к особенностям высшей нервной деятельности (силе, подвижности, уравновешенности основных нервных процессов, корково-подкорковым взаимоотношениям и взаимоотношениям сигнальных систем), чувствительности анализаторов (зрительного, слухового, двигательного, тактильного, вестибулярного), к свойствам внимания, памяти и так далее. Профессия слесаря-ремонтника требует высокой мышечно-суставной и тактильной чувствительности, развитого линейного глазомера, памяти и внимания.
Качество выполнения трудовых заданий связано со степенью напряженности труда, а также с воздействием неблагоприятных факторов производственной среды. Влияние на работоспособность сочетания неблагоприятных факторов производства приводит к физиологическим изменениям и смещению баланса психологического профиля. Эти данные лежат в основе успешности, надежности и безаварийности работы, так как активация полушарий мозга не обусловливает успешности адаптации, но обеспечивает резервные возможности, высокую пластичность, легкость вовлечения центров в формирование сопряженных доминантных очагов возбуждения и торможения.
Основные требования для работающих по профессии слесарь-ремонтник:
- физическое состояние не ниже среднего;
- высокая общая выносливость организма;
- хорошее состояние и функционирование центральной нервной системы, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, сосудов и систем головного мозга, глазодвигательного аппарата;
- способность точно чувствовать и дозировать наибольшие по величине силовые напряжения;
- статическая выносливость мышц спины, устойчивость к гиподинамии;
- способность быстро овладевать навыками движений руками, пальцами рук, быстрые и точные движения руками, пальцами рук, способность согласовывать движения рук и пальцев, хорошая подвижность суставов рук;
Статьи о педагогике:
Развитие двигательных способностей у детей среднего школьного возраста
Средний школьный возраст (подростковый) охватывает детей в возрасте от 12 до 15 лет (V—VIII классы). Особенности возрастного развития. Средний школьный возраст характеризуется интенсивным ростом и увеличением размеров тела. Годичный прирост длины тела достигает 4—7 см главным образом за счет удлине ...
Педагогическая система П.П. Блонского
Павла Петровича блонского (1884—1941) часто называют «советским Песталоцци», он оказал большое влияние на педагогов 20-х годов. Он сформулировал основополагающие педагогические идеи: обучение и воспитание должно осуществляться на основе знаний закономерностей развития ребенка; уважение личности ...
Задания и упражнения для тестового контроля речевых умений
Речевые умения – это способность управлять речевыми навыками для решения задач, возникающих в ходе речевых действий, таких как умения аудировать, говорить, читать, писать, переводить. Качества умения: осознанность – заключается в том, что, совершая то или иное действие, учащийся осознает цель дейст ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования

