Данные педагогических экспериментов
Выпишите из рассказа Л. Толстого "Лебеди" два предложения, в которых есть антонимы. (Лебеди стадом летели из холодной стороны в теплые земли; Они летели день и ночь.)
Какие значения есть у слова баранка? Почему шофёр не мог съесть баранку? Что общего у баранки (руля автомобиля) и баранки (колечка, испеченного из теста)?
3.Основные, закрепительные упражнения.
В результате этих упражнений дети овладевают парадигматическими связями слов, у учащихся вырабатываются умения подбирать к слову синонимы, антоним, находить их в речи или тексте; ребенок усваивает структурно-семантические связи слов.
Примеры упражнений:
Отгадайте загадку и выпишите из нее антонимы.
"Бывает он в холод, бывает он в зной,
Бывает он добрый, бывает он злой.
В открытые окна нежданно влетит,
То что-то прошепчет, то вдруг загудит.
Притихнет, умчится, примчится опять,
То вздумает по морю волны гонять".
Можно ли заменить в этом случае слово твердый синонимами? Замените близкими по значению прилагательными слова: твердое (яблоко), твердое (мясо), твердые (знания).
Послушайте рассказ и ответьте на вопрос: по какому признаку хвост зайца и лисы охотники называют цветком и трубой?
4.Повторительно-обобщающие упражнения.
Их цель - обеспечить усвоение многозначности слова, его закрепление не только в пассивном словаре, но и введение слова в активный лексический запас школьников. К упражнениям этого типа относится, например, подбор учащимися собственных примеров, иллюстрирующих употребление слова; составление (сначала устно, затем письменно) собственных предложений; подбор слов по теме, объединение слов в лексико-семантические группы, упражнения на и многозначность и т. п.
Примеры упражнений:
Что означает выражение молоко убежало? Какими словами можно заменить слово бежит в предложениях:1) Бежит время; 2) Бежит ручей; 3) Зерно бежит из комбайна в машину?
В стихотворении, которое вы услышите, надо не только найти синонимы, а к некоторым словам его (они будут указаны) подобрать новые.
5.Творческие упражнения.
Цель таких упражнений - научить пользоваться изученным языковым материалом в связной речи, дать возможность ребенку высказаться по предложенной теме (как устно, так и письменно), употребив изученную лексику в собственной речи, и на практике продемонстрировать усвоение ее лексических и грамматических свойств.
Примеры упражнений:
Какие значения имеет слово точка из первого стихотворения и слово перемена из второго? Составьте по два предложения с каждым словом так, чтобы каждый раз у них было новое значение.
Послушайте следующий рассказ и попытайтесь закончить его так, чтобы всё завершилось в нём благополучно.
В ходе проведения эксперимента были выявлены типичные речевые ошибки. Для предупреждения подобного рода ошибок была разработана особая система упражнений, которая в дальнейшем выполнялась учащимися экспериментального класса. По истечении определенного промежутка времени был проведен контрольный эксперимент, отличающийся от предыдущего лишь дидактическим материалом. Тест №2 содержал следующие задания:
1. Прочитай словосочетания. Вставь подходящие по смыслу слова.
!) холодная зима
а) воздушный .
б) щедрый .
в) свежий .
г) старая .
д) черствый .
е) закадычный .
ж) широкая .
2. В предложенном списке слов найдите многозначные слова и укажите все возможные значения.
!) колокольчик – колокольчик (звонок), колокольчик (цветок).
а) роща - …
б) молния- …
в) кошка - …
г) ушко - …
3. Соедини слова-синонимы:
а) враг1) бой
б) ловушка2) западня
в) печаль3) тоска
г) битва4) неприятель
д) нападение5) штурм
4. Подбери антонимы к словам:
а) острый-…д) глупый-…
б) ложь-…е) любить-…
в) рабство-…ж) падать-…
г) ругать-…з) полный-…
5. В каких ситуациях мы употребляем глаголы написать, описать? Объясни свой ответ. Составь предложения с этими словами.
В таблице 4 представлены результаты контрольного теста, выполненного учениками экспериментального класса:
Таблица№4
| Экспериментальный класс | ||||||
| Испытуемый № | Виды ошибок | |||||
| Нарушение сочетаемости слов | Неразлич. Оттенков зн. синонимов | Неудачный подбор антонима | Ошибки в подборе многозн. слов | Смешение видо-врем. ф. гл. | Некоррект. Использов. местоимений | |
| 1 | + | + | ||||
| 2 | ||||||
| 3 | ||||||
| 4 | + | |||||
| 5 | ||||||
| 6 | ||||||
| 7 | + | + | ||||
| 8 | + | + | + | + | ||
| 9 | ||||||
| 10 | + | + | ||||
| 11 | + | |||||
| 12 | ||||||
| 13 | + | + | + | |||
| 14 | + | + | ||||
| 15 | ||||||
| 16 | + | |||||
| Всего: | 4 | 3 | 6 | 3 | 0 | 2 | 
| Итого: | 25% | 18,8% | 37,5% | 18,8% | 0% | 12,5% | 
Статьи о педагогике:
Система эвристических методов Г.Д. Балка
	 Система эвристических приемов Г.Д. Балка имеет в своей основе некоторые методы, рассмотренные выше, такие как введение вспомогательных неизвестных, преобразование задачи в равносильную ей, разбиение задачи на подзадачи. Однако, помимо того, важными для эвристических рассуждений автор считает методы ...
	
Детский производительный труд в мастерских коммуны имени Ф. Э. Дзержинского
	 В период с 1927 по 1929 год в коммуне имени Дзержинского существовали учебные мастерские: слесарно-механическая, деревообделочная, швейная и сапожная. Кроме того, была организована кузница. Задача учебных мастерских заключалась в том, чтобы приобщить воспитанников, бывших беспризорных детей, к труд ...
	
Обследование уровня развития диалогической речи у
учащихся 3 класса
	 Обследование уровня развития диалогической речи у учащихся 3 класса проводилось на констатирующем этапе опытно – исследовательской работы. Учащимся было предложено пройти письменный тест, суть которого заключалось в том, чтобы понять уровень сформированности диалогической речи у учащихся. На основа ...
	
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования

