Данные педагогических экспериментов

Страница 4

Выпишите из рассказа Л. Толстого "Лебеди" два предложения, в которых есть антонимы. (Лебеди стадом летели из холодной стороны в теплые земли; Они летели день и ночь.)

Какие значения есть у слова баранка? Почему шофёр не мог съесть баранку? Что общего у баранки (руля автомобиля) и баранки (колечка, испеченного из теста)?

3.Основные, закрепительные упражнения.

В результате этих упражнений дети овладевают парадигматическими связями слов, у учащихся вырабатываются умения подбирать к слову синонимы, антоним, находить их в речи или тексте; ребенок усваивает структурно-семантические связи слов.

Примеры упражнений:

Отгадайте загадку и выпишите из нее антонимы.

"Бывает он в холод, бывает он в зной,

Бывает он добрый, бывает он злой.

В открытые окна нежданно влетит,

То что-то прошепчет, то вдруг загудит.

Притихнет, умчится, примчится опять,

То вздумает по морю волны гонять".

Можно ли заменить в этом случае слово твердый синонимами? Замените близкими по значению прилагательными слова: твердое (яблоко), твердое (мясо), твердые (знания).

Послушайте рассказ и ответьте на вопрос: по какому признаку хвост зайца и лисы охотники называют цветком и трубой?

4.Повторительно-обобщающие упражнения.

Их цель - обеспечить усвоение многозначности слова, его закрепление не только в пассивном словаре, но и введение слова в активный лексический запас школьников. К упражнениям этого типа относится, например, подбор учащимися собственных примеров, иллюстрирующих употребление слова; составление (сначала устно, затем письменно) собственных предложений; подбор слов по теме, объединение слов в лексико-семантические группы, упражнения на и многозначность и т. п.

Примеры упражнений:

Что означает выражение молоко убежало? Какими словами можно заменить слово бежит в предложениях:1) Бежит время; 2) Бежит ручей; 3) Зерно бежит из комбайна в машину?

В стихотворении, которое вы услышите, надо не только найти синонимы, а к некоторым словам его (они будут указаны) подобрать новые.

5.Творческие упражнения.

Цель таких упражнений - научить пользоваться изученным языковым материалом в связной речи, дать возможность ребенку высказаться по предложенной теме (как устно, так и письменно), употребив изученную лексику в собственной речи, и на практике продемонстрировать усвоение ее лексических и грамматических свойств.

Примеры упражнений:

Какие значения имеет слово точка из первого стихотворения и слово перемена из второго? Составьте по два предложения с каждым словом так, чтобы каждый раз у них было новое значение.

Послушайте следующий рассказ и попытайтесь закончить его так, чтобы всё завершилось в нём благополучно.

В ходе проведения эксперимента были выявлены типичные речевые ошибки. Для предупреждения подобного рода ошибок была разработана особая система упражнений, которая в дальнейшем выполнялась учащимися экспериментального класса. По истечении определенного промежутка времени был проведен контрольный эксперимент, отличающийся от предыдущего лишь дидактическим материалом. Тест №2 содержал следующие задания:

1. Прочитай словосочетания. Вставь подходящие по смыслу слова.

!) холодная зима

а) воздушный .

б) щедрый .

в) свежий .

г) старая .

д) черствый .

е) закадычный .

ж) широкая .

2. В предложенном списке слов найдите многозначные слова и укажите все возможные значения.

!) колокольчик – колокольчик (звонок), колокольчик (цветок).

а) роща - …

б) молния- …

в) кошка - …

г) ушко - …

3. Соедини слова-синонимы:

а) враг1) бой

б) ловушка2) западня

в) печаль3) тоска

г) битва4) неприятель

д) нападение5) штурм

4. Подбери антонимы к словам:

а) острый-…д) глупый-…

б) ложь-…е) любить-…

в) рабство-…ж) падать-…

г) ругать-…з) полный-…

5. В каких ситуациях мы употребляем глаголы написать, описать? Объясни свой ответ. Составь предложения с этими словами.

В таблице 4 представлены результаты контрольного теста, выполненного учениками экспериментального класса:

Таблица№4

Экспериментальный класс

Испытуемый №

Виды ошибок

Нарушение сочетаемости слов

Неразлич. Оттенков зн. синонимов

Неудачный подбор антонима

Ошибки в подборе многозн. слов

Смешение видо-врем. ф. гл.

Некоррект. Использов. местоимений

1

+

+

2

3

4

+

5

6

7

+

+

8

+

+

+

+

9

10

+

+

11

+

12

13

+

+

+

14

+

+

15

16

+

Всего:

4

3

6

3

0

2

Итого:

25%

18,8%

37,5%

18,8%

0%

12,5%

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Статьи о педагогике:

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru