Данные педагогических экспериментов

Страница 3

Данные таблицы 2 показали, что чаще всего встречаются следующие речевые ошибки:

неудачный подбор антонима;

ошибки в подборе многозначных слов;

неразличение оттенков значений синонимов.

Речевые ошибки, достаточно часто встречающиеся в работах учеников экспериментального и контрольного классов наиболее полно отражает таблица 3.

Таблица №3

п/п

Виды ошибок

Количество ошибок, допущенных учащимися

Экспериментальный класс

Контрольный класс

1

Неудачный подбор антонима

11

14

2

Нарушение сочетаемости слов

6

6

3

Подбор многозначных слов

9

10

4

Неразличение оттенков значений синонимов

3

7

Всего:

29

37

Таким образом, констатирующий эксперимент выявил типичные речевые ошибки в работах учащихся, показал, что на начало экспериментальной работы контрольный и экспериментальный классы не имеют существенных различий.

Вывод: уровень сформированности речевых навыков является невысоким, поэтому необходимо проводить специальную работу в этом направлении, выполнять особую систему упражнений, предупреждающую подобный вид ошибок в работах учащихся.

Анализ данных, полученных в ходе констатирующего эксперимента, позволил выделить задания, которые вызывали трудности при их выполнении. Учащимися недостаточно уверенно выполнялись такие задания, которые были связанны с подбором антонимов и синонимов к слову, поиском многозначных слов. Выполнение их сопровождалось постоянными вопросами учащихся, что свидетельствовало о непрочности знаний по данному разделу языка. В них допущено наибольшее число ошибок. Данный факт позволил определить содержание упражнений по предупреждению речевых ошибок и разработать в соответствие с этим систему упражнений.

Главный вопрос при создании системы заключался в определении оптимальной последовательности упражнений. Как расположить их, чтобы обучение было эффективным?

На наш взгляд, последовательность заданий должна удовлетворять принципу градуальности: задания располагаются по нарастающей сложности и с расширением объема информации (от простого к сложному). Они должны быть разнообразными с точки зрения деятельности учащихся.

За основу при составлении нашей системы упражнений мы взяли классификацию упражнений, разработанную проф. Г. Н. Приступой ( при описании классификации к каждому виду мы будем приводить примеры, взятые из нашей системы). В ней он выделяет следующие виды упражнений:

1.Пропедевтические, подготовительные упражнения.

Цель этих упражнений - обеспечить учащимся первичное восприятие слова, а именно: дать семантическое определение слову, соотнося его с внеязыковой реалией, т. е. с предметом или явлением действительности.

Примеры упражнений:

Что означают употребляемые в этом в стихотворении слова язычок, глазок, горлышко, ножка? Какие ещё значения имеют эти слова? Итак, слова, которые имеют не одно, а несколько значений называются многозначными.

Какие слова называют синонимами? Вспомните, какие примеры приводили Незнайка и его друзья.

Зачем нужен был лисице гребешок? Какие значения имеет слово гребешок? Чем похожи гребешок для расчёсывания на гребешок петуха?

2.Иллюстративные упражнения.

Цель их - продемонстрировать учащимся образцы употребления слова. Вставляя новое слово в предложение, повторяя вслух или записывая образцы словосочетаний и предложений, ребенок усваивает значение слова в данном конкретном контексте, овладевает его сочетаемостью (синтагматическими связями этой лексической единицы), одновременно постигая грамматику слова.

Примеры упражнений:

Рассмотрите таблицу "Найди друзей". На ней два столбика слов. К словам левого столбика надо найти близкие по смыслу слова из правого. Пять первых пар запишите в тетрадях.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Статьи о педагогике:

Внедрение новых технологий
При всех различиях познавательной деятельности школьников средних и старших классов и при соответствующих этому различиях в методике обучения истории формирование исторических знаний проходит общие для всех учащихся основные этапы движения от незнания к знанию, от неполного, поверхностного, отрывоч ...

Совместная деятельность воспитателя и детей в зеленой зоне ДОУ
Совместная организационно-хозяйственная, трудовая деятельность в зеленой зоне детского сада, выращивание растений, забота о взрослых животных и их потомстве могут принимать различные формы и проходить с разной степенью включенности и участия как взрослых, так и детей. Дошкольники могут стать участн ...

Развитие пассивного словаря
Исследователи выделяют разное количество этапов в становление речи детей, по-разному их называют, указывают различные возрастные границы каждого. Например, А.Н. Гвоздев прослеживает последовательность появления в речи ребенка различных частей речи, словосочетаний, разных видов предложений и на этой ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru