Методика работы над именем прилагательным по системе развивающего обучения Л.В. Занкова

Перспективы образования » Изучение имени прилагательного в начальной школе по системе Занкова » Методика работы над именем прилагательным по системе развивающего обучения Л.В. Занкова

Страница 5

При таком подходе выделяются суффиксы (чаще) и приставки (реже).

Можно сказать, что словообразование стучится в современ­ную школу и его можно связывать как с разделом «Состав сло­ва» («Морфемика»), так и с частями речи. Этот материал соот­ветствует современным тенденциям развивающего обучения.

Понятий «производящая основа» и «способы словообразова­ния» можно пока не вводить, но понятие «словообразование» по­степенно наполняется содержанием. Практическая направлен­ность словообразования требует образцов, а на продвинутых эта­пах обучения - моделей:

образцы: сталь - стальной, медь - ?, железо - ? и т. п.;

модели: имя существительное без суффикса + суффикс прилага­тельного: рис -рис-ов-ый; лун-а-лун-н-ый: пись-мо - пись-мен-н-ый

образование существительных от основы прилагательного:

чист-ый - чист-от-а: даль-н-ий - даль: зелен-ый - зелень:

словообразовательная цепочка: вода - вод-н-ый - вод-ник: сад -сад-ов-ый - сад-ов-ник:

игра-соревнование: образовать ряды родственных слов, объяс­нить их значения (чей ряд полнее, кто лучше объяснит).

Нетрудно заметить, что описанная работа учащихся опирается на практическое знание языка, на чутье языка, сформировавшееся еще до школы на основе аудирования и говорения. Ребенок на уровне внутренних обобщений усваивает модели словообразова­ния, как и формы склонения.

Таким образом, проведённый анализ психологической и педагогической литературы позволяет сделать следующие выводы:

1. Младший школьный возраст представляет собой один из наиболее важных и ответственных периодов в жизни ребёнка, в процессе его развития, так как именно в этот период закладываются основы развития как его учебной, так и трудовой деятельности, происходит изменение всех психических процессов, которые в свою очередь, коренным образом изменяют личность ребёнка.

2. Развивающее обучение - особый вид обучения, характеризующийся специфическим подходом к определению и реализации целей, его содержания, технологии и взаимодействия участников учебного процесса.

Система развивающего обучения Л.В. Занкова целостна, её части взаимосвязаны, каждая из них несёт в себе функцию, обеспечивающую общее развитие школьников.

Построение обучения строится на основе следующих дидактических нципов: обучение на высоком уровне трудности, высокий удельный вес эетических знаний, быстрый темп изучения программного материала, знание школьниками процесса учения, общее развитие всех учащихся.

Отбор содержания образования обуславливает и отбор методов обучения, наравленных также на общее развитие учащихся. Урок, благодаря богатому содержанию, методам, ориентированным на пробуждение самостоятельной мысли и чувств ребёнка, характеру взаимоотношений между учителем и учащимися приобретает черты нестандартности, яркости, мобильности. Задания носят разнообразный характер, что снижает возможность. возникновения перегрузки учащихся.

Изначальная ориентация на оценивание усвоения материала дополняется общим развитием ребёнка. Вторая задача становится приоритетной.

Для проверки целесообразности и эффективности предложенной в данной квалификационной работе системы был поставлен эксперимент.

Цель эксперимента состояла в том, чтобы доказать эффективность работы над именем существительным по системе развивающего обучения Л.В. Занкова.

Основным методом проверки знаний, умений и навыков учащихся были письменные контрольные работы. Количественный и качественный анализ осуществлялся путём подсчёта реально допущенных ошибок.

На основе развивающего обучения учителя пришли к выводу, что дети на первом году обучения мо­гут успешно усваивать грамматику на более высоком теоретическом уровне, чем это предусматривает программа для начальных классов. В устах учителя-практика этот вывод звучит убедительно.

Усвоить какую-либо часть речи — значит осознать, что обозначают, выражают и какие грамматические формы имеют слова, относящиеся к данной части речи. Усвоение и использование грамматического понятия о данной части речи предполагает оперирование грамматическими формами слов. Так, овладение понятием «прилагательное», предполагает осознавание не только их значения, по формам изменения слов, охватываемых каждым из этих понятий, умение перехо­дить от одной формы к другой (особенно важен переход от формы единственного числа к формам множественно­го числа, от начальной формы к формам косвенных падежей, и наоборот).

В условиях развивающего обучения младшие школьники овладевают морфологическими во­просами и при помощи их успешно дифференцируют слова разных лексико-грамматических разрядов, частей речи. При обучении по учебнику Поляковой дети научаются дифференцировать прилагательные по грамматическому значению при помощи вопро­сов уже на первом году обучения. Сошлемся здесь на данные контрольной работы, проведенной в классе.

В качестве экспериментального материала были ис­пользованы следующие слова:: прилагательные— темный, зеленый, медвежьи, зимнее, смелое, рабочий, синь, столовая.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Статьи о педагогике:

Русский народный фольклор в группе раннего возраста
Работая с детьми раннего возраста, я заметила, что дети очень плохо стали говорить. А ведь за речью ребенка важно следить с младенчества. Поэтому для развития речи маленьких детей я решила использовать русский народный фольклор, который затрачивает интересы и потребности детского возраста и потому ...

Групповая и индивидуальная форма работы
Групповая работа – одна из форм активизации учащихся. По определению Х.И.Лийметса под групповой работой понимают такое построение работы, при которой класс делится на группы по 3-8 человек (чаще по четыре человека) с целью выполнения той или иной учебной задачи.Групповая работа так же представляет ...

Познавательное развитие детей седьмого года как необходимое условие подготовки к школе
Подготовительную в школе группу при МОУ СОШ №13 посещает 17 детей: 9 мальчиков и 8 девочек. 50% детей воспитывается в полных семьях с двумя или одним ребёнком. 50% - неполные семьи. Социальное положение всех семей благополучное. Дети моей группы добрые, отзывчивые, свободно вступают в общение со св ...

Меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru