Методика работы над именем прилагательным по системе развивающего обучения Л.В. Занкова

Перспективы образования » Изучение имени прилагательного в начальной школе по системе Занкова » Методика работы над именем прилагательным по системе развивающего обучения Л.В. Занкова

Страница 7

Первое задание.

На доске в 2 столбика записаны имена существительные: Дежурный. Столовая, рабочий, мороженое, выходной, часовой, учи­тельская, легкие. знакомый, больной.

Учащимся нужно придумать и записать справа от каждого су­ществительного такое словосочетание, чтобы в нем это существи­тельное стало прилагательным.

Второе задание. На доске записаны 3 сущест­вительных: ДЕРЕВО, РЕКА, ЛЕС. Учащемся нужно подобрать и записать как можно больше прилагательных к дан­ному существительному по смыслу .

На доске записаны словосочетания прилагательных с существительными:

Красн. . мак, стар. . платье, зимн. . стужа, син. . платок, нов. . пальто, зелен. . трава, мягк. . мох, свеж . мясо , летн. . время, громк. . музыка, темн. туча.

Нужно вставить окончания, определить род. После этого нужно было просклонять одно словосочетание.

Результаты работы отображены в таблице.

Выполнение задания контрольный класс обычный класс

1задание 23чел.(95%) 19чел.(82%)

2 задание 20чел. (90%) 16чел(80%)

3 задание 19чел.(80%) 15чел.(78%)

Вывод: у учащихся контрольного класса развито логическое мышление, умения анализировать, сравнивать и т.п. Выполнение заданий не вызвало у них больших затруднений.

Таким образом, учащиеся экспериментального класса успешно справились с работой (выполнили работу 94 %).

В результате специально организованного изучения темы «Имя прилагательное» с применением методов и приёмов развивающего обучения происходит развитие умственных, познавательных способностей детей; повышается интерес к обучению; улучшается качество знаний.

Эксперимент показал целесообразность разработанной системы, в которой реализуются принципы системы развивающего обучения Л.В. Занкова.

1. Анализ программы и учебников показал, что работа над темой «Имя прилагательное» ведётся на протяжении всего курса русского языка в 1 - 4 классах.

К концу обучения в начальной школе учащиеся должны владеть определённым запасом знаний об имени прилагательном как части речи, о его грамматических категориях (роде, числе, падеже, склонении), о роли имени прилагательного в предложении.

Задания и упражнения учебников направлены на выполнение программных требований и реализацию принципов развивающего обучения.

2. Представленная система работы над темой «Имя прилагательное», учитывающая психологические особенности младших школьников, позволяет изучать грамматический материал углубленно и взаимосвязано, реализовывать принципы системы развивающего обучения Л.В. Занкова, работать над общим развитием учащихся.

3. Эксперимент показал, что применение предложенной системы:

- существенно улучшает уровень и качество знаний учащихся по теме «Имя существительное»;

- повышает интерес младших школьников к обучению;

- способствует развитию у них логического мышления, аналитических способностей и т.п.

Заключение.

Настоящее квалификационное исследование посвящено решению одной из важных проблем - взаимосвязи языкового образования и умственного развития учащихся.

В работе мы исходили из того, что для успешного усвоения учащимися знаний по теме «Имя прилагательное» необходимо использование методов и приёмов развивающего обучения. Такая работа должна проводиться систематически на уроках русского языка.

Это позволит, с одной стороны, дать более глубокие знания младшим школьникам по данной теме, с другой стороны, повлияет на развитие умственных и познавательных способностей учащихся.

С целью реализации данного положения был проведен анализ лингвистической и психолого-методической литературы.

Анализ лингвистической литературы показал, что имя прилагательное является частей речи. Эта проблема достаточно изучена в лингвистике и охватывает следующие вопросы лексико-грамматические разряды, анализ психолого-методической литературы был направлен на выявление психологических особенностей младших школьников, которые заключаются в особенностях психических процессов (внимания, памяти, воображения, мышления и т.д.), на характеристику особенностей альтернативных систем обучения, а также основополагающих принципов системы развивающего обучения Л.В. Занкова:

- обучение на более высоком уровне трудности (с соблюдением меры трудности);

- изучение материала более быстрым темпом;

- ведущая роль теоретических знаний;

- осознание учащимися процесса учения;

- работа над развитием всех учащихся, в том числе и самых слабых, и

самых сильных.

Для решения вопроса об организации обучения по теме «Имя существительное» была предложена методика работы, основанная на положениях системы развивающего обучения Л.В. Занкова.

Предложенная система включает в себя два этапа, которые реализуются в ходе изучения каждой грамматической категории имени существительного:

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8


Статьи о педагогике:

Значение физической подготовленности для жизнедеятельности учащихся младших классов
Хорошая физическая подготовленность, определяемая уровнем развития основных физических качеств, является основой высокой работоспособности во всех видах учебной, трудовой и спортивной деятельности. У младших школьников основным видом деятельности становится умственный труд, требующий постоянной кон ...

Индивидуальная работа со способными, одаренными детьми на уроках математики
В обыденной жизни – синоним талантливости, даровитости. В психологии же под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним. Вырастет ли из ребенка с признаками од ...

Методика воспитания силовой выносливости
Существенное влияние на содержание и методику силовой подготовки спортсмена оказывает также характер требований, предъявляемых спортивной специализацией к его выносливости, особенно в видах спорта, отличающихся большой продолжительностью соревновательных упражнений. Главное место в силовой подготов ...

Меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru