Методика работы над именем прилагательным по системе развивающего обучения Л.В. Занкова

Перспективы образования » Изучение имени прилагательного в начальной школе по системе Занкова » Методика работы над именем прилагательным по системе развивающего обучения Л.В. Занкова

Страница 2

Учитель так направляет поиск учащихся, чтобы первоначально дети ознакомились с твердой основой прилагательных, а затем - с мягкой основой: черн-ый - син-ий, черн-ая - син-яя. черн-ое - син-ее.

Подытоживая эту ступень исследования, школьники составля­ют таблицу родовых окончаний:

Окончания

в мужском роде

в женском роде

в среднем роде

-ый, -ий, -ой

-ая, –яя

-ое, -ее

Намного труднее составить аналогичную таблицу по косвен­ным падежам всех трех родов, к тому же - в твердом и мягком ва­риантах, безударных и ударяемых. Эта задача будет решаться в рамках темы «Склонение имен прилагательных».

Виды важнейших упражнений:

а) составление различных вариантов словосочетаний и пред­ложений с именами прилагательными: выбор прилагательных из числа синонимов: замена прилагательных-антонимов; введение нескольких синонимов, их градация (даль широкая, бескрайняя)',

б) тренировка в постановке вопросов к прилагательному в тек­сте, поиск аналогий в вопросе и в прилагательном (какая бе­реза? - белая).

Исследовательские задания:

подобрать возможно большее число имен прилагательных к заданному существительному в связи с подготовкой к рассказу (возможная тема - «Цветы»): мотивировать выбор прилагатель­ных. Возможен конкурс:

виды обобщения: сравнение категории рода в двух частях речи в имени существительном и в прилагательном;

построение схемы (модели) словосочетания с именем прилага­тельным;

составление таблицы изучаемых частей речи.

Тема «Число имен прилагательных»

Выводы из предыдущей темы помогут учащимся догадаться, что имена прилагательные могут изменяться и по числам, по­скольку они согласуются с именем существительным, зависят от него. Подтверждение этому легко найти в предложениях. Знаком­ство с новой темой уместно в данном случае построить не по ин­дуктивной программе наблюдений, а, наоборот, дедуктивно, вы­двинув гипотезу и проверяя ее.

Гипотеза: возможно, что прилагательное, зависщее от имени сущесвительного, принимает не только род существительного, но и число. На основе анализа текста составляется таблица:

Имя существительное

Его мн.ч.

Имена прилага­тельные во мн. ч.

Их окон­чания

Дуб

Березка

песня

дубы

березки

песни

Могучие, старые

Белые, зимние

Звонкие, веселые

-ие ,-ые

-ые, -ие

-ие, -ые

Гипотеза подтверждается примерами: по-видимому, все прила­гательные могут иметь форму множественного числа; форма множественного числа отличается от формы единственного чис­ла; от имени существительного к прилагательному может быть поставлен вопрос к а к и е?. единый для всех трех родов существи­тельного и. следовательно, и прилагательного тоже. И главное:

окончание у вопроса ударяемое, по нему можно проверить без­ударные окончания имен прилагательных.

Продолжая наблюдения, дети приходят еще к одному, не менее важному выводу: окончания множественного числа прилагатель­ных едины для всех трех родов: -ые, -ие.

Дальнейшую работу над темой излагаем в форме напомина­ний, т.е. сокращенно:

закрепление теоретических выводов, повторение основных по­нятий раздела «Части речи»:

языковой анализ текста с акцентом на изучаемую тему:

построение разнообразных словосочетаний в рамках темы;

употребление имен прилагательных во множественном числе (именительный падеж) в предложениях и в тексте:

окончания имен прилагательных во множественном числе, со­ставление алгоритма их проверки:

построение моделей словосочетаний с именами прилагательны­ми:

подбор прилагательных к данным существительным;

обоснование выбора прилагательных («коммуникативная це­лесообразность» выбора);

роль прилагательных в тексте, в описании, их выразительные возможности.

Тема «Склонение имен прилагательных»

Эта одна из труднейших тем курса грамматики и орфографии в начальных классах, поскольку существует сложная система согла­сования и проверки безударных окончаний Но есть и немалое достоинство: здесь почти нет нарушений данной системы, все подчинено правилам (напомним, что притя­жательные прилагательные в начальных классах не изучаются).

Начинать новую тему следует, как и предыдущую, со связей имен прилагательных с существительными, к которым они относится. Читая и анализируя текст, учащиеся находят в нем словосочетания «существительное + прилагательное», выделяют их голосом и выписывают, задают вопрос к прилагательному. В тексте они встретятся и в именительном, и в косвенных падежах: вопрос существительному поможет определить падеж. Учащиеся убеж­даются, что и сам вопрос к прилагательному - какой? можно просклонять:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Статьи о педагогике:

Влияние изометрических и динамических напряжений на функциональное со стояние организма юных волейболистов
Для изучения ритма сердечной деятельности подростков использовался метод непрерывной регистрации частоты пульса непосредственно во время мышечной работы (методика описана во второй главе). Известно, что частота пульса является весьма лабильным показателем функционального состояния сердечно-сосудист ...

Периодические формы внеклассной работы по литературному краеведению
На уроке литературы школьники получают лишь элементы литературно-краеведческих знаний в связи с изучаемым по про­грамме материалом. Основная задача такого урока сообщить некоторые сведения о писателях, связанных с родными места­ми, и на этой основе вызвать у школьников интерес к занятиям краеведени ...

Колония-мануфактура
Здесь я опишу трудовые успехи коммуны им. Дзержинского в 1930 – 1931 гг. Это был период её перехода на полукустарное производство. По существу, эпоха простеньких мастерских и примитивного сельского хозяйства уже закончилась, однако, эра настоящей индустриализации колонии ещё не наступила. В начале ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru