Методика работы над именем прилагательным по системе развивающего обучения Л.В. Занкова

Перспективы образования » Изучение имени прилагательного в начальной школе по системе Занкова » Методика работы над именем прилагательным по системе развивающего обучения Л.В. Занкова

Страница 2

Учитель так направляет поиск учащихся, чтобы первоначально дети ознакомились с твердой основой прилагательных, а затем - с мягкой основой: черн-ый - син-ий, черн-ая - син-яя. черн-ое - син-ее.

Подытоживая эту ступень исследования, школьники составля­ют таблицу родовых окончаний:

Окончания

в мужском роде

в женском роде

в среднем роде

-ый, -ий, -ой

-ая, –яя

-ое, -ее

Намного труднее составить аналогичную таблицу по косвен­ным падежам всех трех родов, к тому же - в твердом и мягком ва­риантах, безударных и ударяемых. Эта задача будет решаться в рамках темы «Склонение имен прилагательных».

Виды важнейших упражнений:

а) составление различных вариантов словосочетаний и пред­ложений с именами прилагательными: выбор прилагательных из числа синонимов: замена прилагательных-антонимов; введение нескольких синонимов, их градация (даль широкая, бескрайняя)',

б) тренировка в постановке вопросов к прилагательному в тек­сте, поиск аналогий в вопросе и в прилагательном (какая бе­реза? - белая).

Исследовательские задания:

подобрать возможно большее число имен прилагательных к заданному существительному в связи с подготовкой к рассказу (возможная тема - «Цветы»): мотивировать выбор прилагатель­ных. Возможен конкурс:

виды обобщения: сравнение категории рода в двух частях речи в имени существительном и в прилагательном;

построение схемы (модели) словосочетания с именем прилага­тельным;

составление таблицы изучаемых частей речи.

Тема «Число имен прилагательных»

Выводы из предыдущей темы помогут учащимся догадаться, что имена прилагательные могут изменяться и по числам, по­скольку они согласуются с именем существительным, зависят от него. Подтверждение этому легко найти в предложениях. Знаком­ство с новой темой уместно в данном случае построить не по ин­дуктивной программе наблюдений, а, наоборот, дедуктивно, вы­двинув гипотезу и проверяя ее.

Гипотеза: возможно, что прилагательное, зависщее от имени сущесвительного, принимает не только род существительного, но и число. На основе анализа текста составляется таблица:

Имя существительное

Его мн.ч.

Имена прилага­тельные во мн. ч.

Их окон­чания

Дуб

Березка

песня

дубы

березки

песни

Могучие, старые

Белые, зимние

Звонкие, веселые

-ие ,-ые

-ые, -ие

-ие, -ые

Гипотеза подтверждается примерами: по-видимому, все прила­гательные могут иметь форму множественного числа; форма множественного числа отличается от формы единственного чис­ла; от имени существительного к прилагательному может быть поставлен вопрос к а к и е?. единый для всех трех родов существи­тельного и. следовательно, и прилагательного тоже. И главное:

окончание у вопроса ударяемое, по нему можно проверить без­ударные окончания имен прилагательных.

Продолжая наблюдения, дети приходят еще к одному, не менее важному выводу: окончания множественного числа прилагатель­ных едины для всех трех родов: -ые, -ие.

Дальнейшую работу над темой излагаем в форме напомина­ний, т.е. сокращенно:

закрепление теоретических выводов, повторение основных по­нятий раздела «Части речи»:

языковой анализ текста с акцентом на изучаемую тему:

построение разнообразных словосочетаний в рамках темы;

употребление имен прилагательных во множественном числе (именительный падеж) в предложениях и в тексте:

окончания имен прилагательных во множественном числе, со­ставление алгоритма их проверки:

построение моделей словосочетаний с именами прилагательны­ми:

подбор прилагательных к данным существительным;

обоснование выбора прилагательных («коммуникативная це­лесообразность» выбора);

роль прилагательных в тексте, в описании, их выразительные возможности.

Тема «Склонение имен прилагательных»

Эта одна из труднейших тем курса грамматики и орфографии в начальных классах, поскольку существует сложная система согла­сования и проверки безударных окончаний Но есть и немалое достоинство: здесь почти нет нарушений данной системы, все подчинено правилам (напомним, что притя­жательные прилагательные в начальных классах не изучаются).

Начинать новую тему следует, как и предыдущую, со связей имен прилагательных с существительными, к которым они относится. Читая и анализируя текст, учащиеся находят в нем словосочетания «существительное + прилагательное», выделяют их голосом и выписывают, задают вопрос к прилагательному. В тексте они встретятся и в именительном, и в косвенных падежах: вопрос существительному поможет определить падеж. Учащиеся убеж­даются, что и сам вопрос к прилагательному - какой? можно просклонять:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Статьи о педагогике:

Приёмы развития мотивации к изучению иностранного языка на средней ступени обучения
Овладение иностранным языком в школе предполагает интенсивную активность обучаемого. Одним из факторов обеспечения работоспособности ученика является соответствующая мотивация. Среди аспектов, повышающих уровень мотивации, следует выделить, прежде всего, постоянно поддерживаемый интерес учащихся к ...

Основные методологические подходы
1.Системный подход. Сущность: относительно самостоятельные компоненты рассматриваются как совокупность взаимосвязных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса: педагог и учащийся, содержание образования, методы, формы, средства педагогического процесса. Задача воспитателя: уч ...

Особенности педагогической системы школьного образования в послереволюционной России
В послереволюционной России строительство системы школьного образования шло в течение почти десятилетия. В декабре 1917 года специальным постановлением Совета Народных Комиссаров все учебные заведения были пере­даны Народному комиссариату просвещения. В его дея­тельности большую роль сыграли А. В. ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru