Методика работы над именем прилагательным по системе развивающего обучения Л.В. Занкова
Продолжаем выводы - их делают учащиеся на уровне своих возможностей:
при склонении имена прилагательные имеют свои падежные вопросы, отличающиеся от вопросов имен существительных:
падежные вопросы имен прилагательных в основном различны по родам, но многие совпадают, особенно в среднем роде: он совпадает с мужским, кроме именительного и винительного падежей:
падежные окончания прилагательных различаются в зависимости от твердости/мягкости основы слова: о/е , ы/и, а/я. у/ю:
окончания могут быть ударяемыми и безударными. Правописание безударных окончаний проверяется ударными, в том числе и окончаниями вопроса того же падежа и рода.
Дальнейшие исследования учащихся: до сих пор мы изучали только единственное число в падежных формах. Нам предстоит изучить склонение во множественном числе. Как построить и провести такое исследование?
Углубление понятий: склонение как изменение имен по падежам мы применили к новой части речи - к прилагательному, при этом обнаружили несколько новых особенностей склонения (они названы выше). Значения падежей у прилагательных те же, что и у имен существительных, но они обогащены признаками, свойствами. Пополнился также термин падежные вопросы, а также термин падежные окончания.
Виды упражнений (кратко):
языковой анализ с акцентом на именах прилагательных:
языковой синтез - составление словосочетаний с именами прилагательными в различных вариантах:
полное склонение таких сочетаний устно и письменно:
составление предложений и текстов различных типов и методом конструирования, и по коммуникативной методике:
выбор прилагательных и обоснование выбора:
варианты перестройки предложений, их расширение, редактирование:
составление тематических групп имен прилагательных и словариков:
составление терминологического словарика по изученным темам курса и пр.
Исследовательские задания:
опираясь на темы раздела «Имя прилагательное», построить таблицу склонения во множественном числе, сделать выводы (формы падежей подскажет языковая интуиция),
исследовать окончания падежей во множественном числе, их написание:
построить задания для предполагаемых учащихся (ролевой момент):
представить себе, что вы ученики, на самом деле - учителя, а может быть, даже авторы учебника .
Углубленное исследовательское задание: в книгах вы встречаете прилагательные, разобрать которые пока не умеете. Ведь мы изучали далеко не все и про существительные, и про прилагательные (имеются в виду и краткие прилагательные, и степени сравнения и пр.). Попытайтесь определить их значения, формы, их роль в выражении мысли.
Виды обобщения по теме «Имя прилагательное»:
составление таблиц, схем, моделей, например склонения, где используются полные слова: используются только окончания и пр. Пример: общая модель изменения имен прилагательных, связь с именами существительными, формы рода, числа, падежные формы и пр.:
В предложении - второстепенный член, устное сообщение обобщающего типа на темы «Совпадающие падежные формы имен прилагательных»: «Падежные окончания, которые в безударном варианте трудно различимы на слух»: «Выразительная, изобразительная роль прилагательных (в тексте)»: «Группы прилагательных по значению»:
составление алгоритмов: порядок грамматического анализа имени прилагательного, алгоритм проверки написания безударного падежного окончания прилагательного и пр.
Опорная схема: трудные, легко смешиваемые падежные окончания:
Твор. и предл. пад. Вин. и гвор. пад. муж. и ср. р.: жен. р.:
-ым, -ом /им, -ем -ой, -ою/-ей, ею
Словообразование имен прилагательных
В данном случае элементы словообразования способствуют разграничению частей речи на основе сопоставления однокорневых слов. Детям даются слова, которые должны быть расположены в столбиках:
Имена прилагательные
Задача учащихся - объяснить разницу, признаки - лексические и грамматические, помогающие разграничить эти слова по частям речи.
Придет время, и они будут разграничивать еще и глаголы:
жизнь - живой - живет.
Различая части речи, дети используют:
а) признаки конкретного лексического значения:
б) признаки обобщенного значения: для существительных предметность, для прилагательного - признак, свойство:
в) грамматические значения как признаки частей речи:
г) формально-грамматические признаки, в первую очередь - окончания.
В данных примерах первый признак не столько разграничивает части речи сколько их сближает: но второй, третий и четвертый разграничивают. Второй аспект словообразовательной работы связан с разделом лингвистики: перед учащимися раскрываются механизмы морфемного способа образования новых слов, сначала без строгого выделения аффиксов: снег - снеговик - снеговой – снегопад, а затем и модельное, более строгое рассмотрение словообразовательных цепочек: дом - домик: сад - садовый: чудо - чудесный; прелесть - прелестный: полет - летный: учение - учебный и т.п.
Статьи о педагогике:
Многообразие развивающей среды. Ее функции и принципы построения
Р Организующая функция имеет в своей основе цель предложить ребенку разнообразный материал для его активного участия в разных видах деятельности. В определенном смысле развивающая среда становится толчком для выбора ребенком того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его интерес ...
Содержание внеклассной работы по русскому языку
Одним из нейтральных вопросов организации внеклассной работы по русскому языку является определение ее содержания. В соответствии с принципом связи внеклассной работы с уроками русского языка оно соотносится с содержанием языкового и речевого материала, изучаемого по программе. Наряду с этим на вне ...
Основные методические положения воспитания гибкости
Положения, определяющие дозирование нагрузки при упражнениях "в растягивании" и порядок их включения в тренировочные занятия, состоят в следующем. Динамические упражнения "в растягивании" выполняются, как правило, серийно, с постепенным увеличением размаха движений до максимума. ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования