Упражнения, применимые к развитию устной речи

Страница 1

В системе упражнений для обучения аудированию можно выделить две группы. Одна из них включает в себя упражнения, направленные на отработку отдельных составляющих элементов деятельности. Такие упражнения развивают механизмы аудирования, фонетический и интонационный слух, вырабатывают навыки узнавания и дифференциации языковых единиц различных уровней, т.е. формируют фонетические, лексические и грамматические навыки аудирования. Т.к. они являются I ступенью, ведущей к формированию аудитивных умений, их определяют как подготовительные. Их также называют устно-языковыми, устно-тренировочными. Приведем некоторые примеры.

1. Прослушайте слова. Сравните гласные и согласные в парах. Повторите слова за учителем.

сено – сестра, семя – семья, дети – дела, джем – жена, шест – наше, шея – ваше, зал – глаз, замок – раз, дом – город, дело – тетрадь, голос – друг, жена – муж. письменный чтение лингвистический аудирование

Посмотрите на транскрипцию, сопоставьте её со словами, которые вы только что прослушали.

[с’им’jа] [д’ила] [жына] [вашы] [горът] [друк] [муш] [глас]

2. Послушайте, как их произносит слова преподаватель. Познакомьтесь с их транскрипцией:

традиция – [тръд’ицыj ь]

праздник – [праз’н’ик]

в праздник – [ф праз’н’ик]

современный – [съвр’им’эныj]

отмечать – [атм’ич’ат’]

наряжать – [нър’ижат’]

украшение – [украшэн’иj ь]

благодарить – [блъгъдар’ит’]

Новый год – [новыj гот]

Масленица – [масл’ьн’ицъ]

украшать – [украшат’]

символический – [c’имвал’ич’ьск’иj]

защитник – [зъш’итн’ик]

Вторая группа – это речевые упражнения, которые по существу представляют собой управляемую речевую деятельность, т.к. обеспечивают практику аудирования на основе комплексного преодоления аудитивных трудностей.

Например, такой текст для аудирования:

Диалог между Ольгой и Сергеем.

Сергей: Оля, я хочу сделать нашей соседке Ане подарок. У неё ведь скоро день рождения.

Ольга: Ой, я совсем забыла о нём!

Сергей: Что ты посоветуешь мне купить?

Ольга: Я не знаю. А что любит Аня?

Сергей: Аня любит искусство и музыку.

Ольга: Тогда ей можно купить альбом русских авангардистов и диск с русской классической музыкой.

Сергей: Хорошая идея! В универмаге продаются диски с музыкой Чайковского. Они дорогие, но у меня есть деньги, и я очень хочу сделать Ане хороший подарок.

Ольга: А альбом по искусству стоит всего 450 рублей. Я видела его в "Доме книги".

Сергей: Недорого. Давай пойдем в магазин вместе?

Ольга: Ладно. Только мне нужно сначала прочитать статью по экономике, а потом я свободна.

Сергей: Договорились. Встретимся в пять?

Ольга: Хорошо.

Задание: Ответьте на вопросы по прослушанному тексту.

1) What is Sergey going to do?

2) What are Anya’s interests?

3) How many presents does Olga suggest to buy? What are they?

4) In what context is the number 450 mentioned?

5) What is the most likely relationship between Olga, Sergei and Anya?

6) What does Olga have to do before going shopping?

С аудированием тесно связано говорение, как вид устной речевой деятельности. Обучение говорению также имеет свои специфические особенности. При обучении диалогу различаются подготовительные (тренировочные) и речевые упражнения.

Наиболее простыми из подготовительных являются имитативные упражнения в виде вопросо-ответного единства (Это стол? – Да, это стол.). Потом: Это стол или стул? – Это стул. Сложнее – вопросы с вопросительным словом, т.к. вместо вопросительного слова нужно употребить слово в нужной форме (О чём мы говорим?).

На начальном этапе широко используются упражнения на продуцирование диалога с заранее оговорённым заданием и упражнения, вызванные стимулятором первой, опорной реплики. На этом же этапе выполняются подготовительные упражнения, обучающие реакции на лингвистический стимул. Например:

1. Отреагируйте на следующие высказывания:

а) – Очень приятно!

- …

б) – Вот тапочки!

- …

в) – Вам что-нибудь нужно?

- …

г) – Где туалет?

- …

2. Дополните диалоги просьбой или вопросом:

а) - …

- Можно ещё раз ваше имя?

б) - …

- Да, мне нужно принять душ.

в) - …

- Нет, завтрак не нужно. Чай, если можно.

Цель выполнения подготовительных упражнений – выработка речевых автоматизмов, подготовка к спонтанной речи. Перенос речевых автоматизмов в естественное общение осуществляется через выполнение коммуникативных (речевых) упражнений.

Страницы: 1 2


Статьи о педагогике:

Ценностные ориентации: социокультурный контекст
В начале работы следует обозначить принципиально важную для нас взаимозависимость систем ценностей людей и типа общества, в котором они живут. Поскольку ценности это психосоциальное явление (более подробно – в гл. 1.3.), то и структура ценностей индивидов, групп во многом зависит от типа общества, ...

Понятия, функции, виды и свойства внимания
На человека постоянно воздействует масса самых различных раздражителей. Сознание человека не в состоянии охватить одновременно с достаточной ясностью все эти объекты. Что-то находиться в поле ясного сознания, что-то осознается в полнее отчетливо, что-то совсем смутно, а многое вообще не замечается. ...

Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР
Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулиров ...

Меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru