Экологическое воспитание дошкольников
Система экологического воспитания дошкольников включает несколько взаимосвязанных блоков, которые охватывают все стороны эколого-педагогического процесса в дошкольном учреждении: содержание экологического воспитания, способы его реализации (методы и технологии), организацию и управление процессом.
Фундамент всей системы — теоретический блок, раскрывающий главные понятия, ведущие идеи экологии. Он имеет большое значение для специалистов, реализующих на практике воспитание детей: обеспечивает новый взгляд на природу, новое понимание окружающей среды, демонстрирует взаимосвязанность всех компонентов природы и место человека в ней. Именно поэтому данный блок является системообразующим — он функционально объединяет все остальные, "пронизывает" и наполняет их необходимым теоретическим содержанием, обеспечивает осознанность практической деятельности работников дошкольного воспитания. Основополагающими являются идеи восхождения от отдельно взятого организма и условий его существования к биосфере как среде жизни всего планетарного сообщества, а также ряд значимых понятий, таких как живой организм, среда обитания, экосистема, круговорот вещества и энергии в экосистеме, равновесие в экосистеме и его нарушение, экологические ниши, цепи питания и др. Чрезвычайно значимым для построения содержания экологического образования является понятие морфофункционалыюй приспособленности организма к среде обитания; оно создает наглядную представленность взаимосвязи всего сущего со средой жизни, демонстрирует их соответствие или его отсутствие.
Организм и среда — это ведущая идея биоэкологии, которая содержит три раздела — аутэкологию (экология отдельно взятого организма), демэкологию (экология популяционная), синэкологию (экология сообществ живых организмов). Для определения содержания экологического воспитания в период дошкольного детства валено выделить те области, которые имеют решающее значение и применимы его психолого-педагогической специфике. Этими областями являются аутэкология и синэкология — в пространство жизнедеятельности воспитателя с детьми входят отдельные растения, животные и их сообщества. Специалистам необходимо владеть теоретическим знанием этих областей и практическими навыками его применения в эколого-педагогической деятельности.
На основе теоретического блока строится дидактический — знания о природе, сведения из области биоэкологии, экологии человека и социальной экологии, отобранные и адаптированные к уровню развития дошкольников. Они выстраиваются в программу экологического воспитания. Дидактическая система раскрывает различные аспекты взаимосвязи живых организмов с внешней средой:
- связь как единственно возможный вариант существования живого, обладающего определенными потребностями, удовлетворение которых осуществляется через контакт с внешним миром. Демонстрация этой связи возможна на примере различных видов растений и животных в любой период и в разных условиях их жизни (например, тянущееся к свету растение на окне, питание и движение хомяка, живущего в клетке, и т.п.);
- протяженная во времени и постепенно меняющаяся по своему характеру
- связь организма со средой в процессе его онтогенетического развития. Эту связь дошкольники могут познать на небольшом количестве специально организованных примеров путем регулярного прослеживания жизни конкретного растения или животного от ее зарождения до взрослого состояния (например, наблюдения за канарейкой или волнистыми попугайчиками, высиживающими в гнезде яйца, а затем вскармливающими птенцов);
Статьи о педагогике:
Содержание и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию
культуры речи у первоклассников на уроках обучения грамоте
Основываясь на результатах опытно-экспериментального исследования, выявляем, что необходима коррекция в методах, формах воспитательных работ. Для этого создаем улучшенные условия в ЭК: уделяем больше внимания составлению схем слов, подбору однокоренных слов, пересказу текста, выражению мыслей. Соде ...
Психолого – педагогические особенности развития младших
школьников
Изучение иностранного языка стало актуально для младших школьников, но необходимо помнить о психолого – педагогических особенностях данного возраста. На этом этапе обучения детей интересует все новое, яркое, интересное. В раннем школьном возрасте у ученика так развивается процесс мышления, что чужо ...
Единство общей и специальной подготовки спортсмена
Одно из фундаментальных положений научной школы спорта выражается принципом единства общей и специальной подготовки спортсмена. Этот принцип исходит из диалектического понимания взаимосвязи между спортивной специализацией и общим разносторонним развитием спортсмена. Успех спортивной специализации з ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования

