Экологическое воспитание дошкольников

Перспективы образования » Экологическое воспитание дошкольников

Страница 2

- конвергентное сходство группы организмов, находящихся в одинаковых условиях, являющееся итогом филогенетического развития форм живой природы и демонстрирующее морфофункциональное единство в их многообразии. Это можно показать на примере групп растений и животных, хорошо знакомых дошкольникам и доступных наблюдению (например, летающие животные — птицы, насекомые, летучие мыши). Однотипный характер их взаимосвязи со средой обитания позволяет формировать у детей обобщенное представление о некоторых явлениях природы. Этот тип связи опирается на два предыдущих и подводит детей к пониманию более сложных экологических зависимостей — биоцеиологических, раскрывающих жизнь живых существ в сообществе.

В начале 1990-х гг. появилась первая "Программа экологического воспитания дошкольников", которая после доработки преобразовалась в программу "Юный эколог". Она включает две подпрограммы — экологического воспитания дошкольников и повышения квалификации дошкольных работников в области экологического воспитания детей, т.е. одновременно решает вопрос становления начал экологической культуры у детей и ее развития у взрослых, их воспитывающих. В разделах программы охватываются: объекты неживой природы, которые рассматриваются и сами по себе, и как компоненты среды жизни живых существ; жизнь растении и животных в своей среде обитания и в сообществе; экологические законы природы; человек рассматривается в трех аспектах: как живое существо, нуждающееся в благоприятных условиях, как пользователь природы и как ее хранитель.

Необходимо специально подчеркнуть: экологические знания, включенные в программу, — это средство формирования у детей отношения к природе, которое строится на эмоционально-чувственной основе, проявляемой ребенком в разных видах деятельности с экологическим содержанием. Именно поэтому каждый раздел включает две позиции: "знания" и "отношение". Воспитатель дает детям знания и прослеживает, как они влияют на развитие их отношения к объектам растительного и животного мира, находящимся рядом.

Реализовать программу формирования у детей начал экологической культуры можно при наличии в их жизненном пространстве эколого-развивающей среды — достаточного количества растений и животных, помещенных в экологически подходящие (в соответствии с их потребностями) условия на территории ДОУ; специальных "экологических пространств": зимнего сада, цветников, "птичьего столба", экологической тропинки или "уголка нетронутой природы" на участке и т.п.

Реализация экологического воспитания дошкольников возможна посредством соответствующих методов и технологий воспитательно-образовательной работы с детьми. Специалисты по дошкольной педагогике подразделяют методы обучения на словесные, наглядные и практические [2]. В понятие "педагогический метод" вкладывается более широкий контекст — не только обучение, но и организация других видов деятельности, в которых взрослый оказывает на ребенка воспитательное воздействие. В зависимости от этапа формирования у детей знаний и навыков выделяют методы прямого воздействия (показ, объяснение и пр.), методы опосредованного воздействия, когда дети проявляют самостоятельность, и методы проблемного воспитания и обучения, когда дошкольникам предоставляется возможность самостоятельно изыскивать способы решения познавательных, игровых и других задач. Вводя понятие педагогического метода, исследователи концентрируют внимание на новых, специфических и значимых для дошкольного периода педагогических аспектах: 1) продуктивном взаимодействии воспитателя и детей в любой совместной деятельности; 2) сочетании в каждой деятельности образовательных и воспитательных компонентов в их органическом единстве и взаимном дополнении. Очевидно, что трактовка педагогического метода как целенаправленной совместной деятельности опирается па положение Л.С.Выготского о зоне ближайшего развития.

Страницы: 1 2 3 4 5


Статьи о педагогике:

Лексико-семантическая работа
Говоря о ходе речевого развития ребенка, А.Н.Леонтьев отмечал, что процесс развития речи не сводится прямому количественному росту, выражающемуся лишь в увеличении словаря ребенка и ассоциативных связей слова, а есть сложный процесс качественных измерений, который охватывает функции, стороны и связ ...

Исследование мотивационной атмосферы
Сравнительный анализ результатов тестирования позволил выделить пять уровней мотивации учения математики: 1) Нулевой уровень. Характеризуется полным отсутствием интереса к предмету. Характерны отсутствие доминирующих мотивов изучение математики; 2) Низкий уровень. Характеризуется эпизодическим инте ...

Развитие пассивного словаря
Исследователи выделяют разное количество этапов в становление речи детей, по-разному их называют, указывают различные возрастные границы каждого. Например, А.Н. Гвоздев прослеживает последовательность появления в речи ребенка различных частей речи, словосочетаний, разных видов предложений и на этой ...

Меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru