Экологическое воспитание дошкольников

Перспективы образования » Экологическое воспитание дошкольников

Страница 3

Построение методов экологического воспитания базируется на следующих принципиальных моментах: 1) учете специфики содержания экологического воспитания, исходящего из биоэкологии с ее центральным понятием взаимосвязи организма и среды; 2) подходе к любой совместной деятельности как педагогическому методу, если эта деятельность: насыщена экологическим содержанием, позволяет решать задачи экологического воспитания детей; систематическая, регулярно повторяющаяся; планируется и организуется воспитателем; нацелена па достижение воспитательно-образовательного результата; 3) одновременном решении в деятельности воспитательных и образовательных задач и понимании их соподчиненности в экологическом воспитании. В нашем исследовании представлены психолого-педагогические основы трех групп методов: практических (создание и поддержание условий для объектов природы ближайшего окружения детей, природоохранная деятельность); познавательиых (наблюдение, речь и общение); "отобразительных" (моделирование, игра, изобразительная деятельность).

Отношение к природе является важным показателем экологической культуры. Психологи (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, В.Н.Мясищев, С.Д.Дерябо, В.А.Ясвин и др.) рассматривают категорию отношения в аспекте личности, как ее проявление. Отношение всегда имеет эмоциональную окраску, оно субъективно и находит свое выражение в поступках, практических действиях, деятельности. Значимой характеристикой отношения является его осознанность, которая формируется на основе знаний и сопряжена с переживаниями. Психологи отмечают сложный характер связей между знаниями и эмоциями: отношение не может зародиться только на основе знания — к нему должен подключиться личностный смысл, понимание, осознание объективности происходящего. Установлено, что экологическому подходу более других отвечает характеристика отношения как осознанно-правильного. При этом под правильным понимается такое отношение, которое сложилось на знании конкретных экологических зависимостей, существующих между любым живым организмом и средой его обитания. Без учета потребностей конкретного растения, животного невозможно правильное, а значит, гуманное взаимодействие с ним. Под осознанным подразумевается то, что ребенок владеет пониманием экологических зависимостей на вербальном уровне: он может сам сказать, пояснить (при хорошем развитии речи), почему надо так поступать, или (при недостаточном развитии речи) понимает слова взрослого, который ему объясняет, просит, запрещает. При этом имеется в виду, что эмоциональный аспект отношения присутствует в нем как обязательный, так как он обеспечивает весь процесс его формирования.

Осознанно-правильное отношение дошкольника к природе в разных ситуациях и у разных детей может иметь эстетический, этический или познавательный оттенок. Практический метод позволяет формировать необходимое отношение прежде всего в процессе ухода за живыми существами. Но наравне с практическими действиями большое значение имеет содержание сопутствующих пояснений, которые дети получают от воспитателя. Действие и слово дополняют друг друга — это два приема, которые сливаются в единый педагогический акт и выступают как образец взаимодействия человека с природой на конкретном примере обитателей живого уголка.

Формированию осознанно-правильного отношения детей к природе способствуют и познавательные методы. Многообразие явлений природы, окружающей дошкольников, создает для воспитателя условия для организации наблюдений. Общая педагогическая цель при этом заключается в том, чтобы пробудить интерес, познавательную активность детей, развить их наблюдательность, желание и умение смотреть на окружающий мир. При таком подходе наблюдение становится целостным педагогическим процессом, совместной интеллектуальной деятельностью воспитателя и детей. При этом действия взрослого направлены на планирование и организацию наблюдения, на решение воспитательно-образовательной задачи, а умственные усилия детей — на полноценное восприятие объекта, на поиск и получение нужной информации. При такой схеме совместно-распределенной интеллектуальной деятельности наблюдение становится методом экологического воспитания, посредством которого у дошкольников взаимосвязанно формируются круг конкретных экологических знаний об объектах наблюдения и отношение к ним.

Страницы: 1 2 3 4 5


Статьи о педагогике:

Типы семей
В истории человечества сменилось не мало форм общественного регулирования отношений между полами. Одни из этих форм характерны для отдельных племенных союзов. Другие имели более широкое распространение, но все они соответствовали определенному уровню социально-экономического развитие общества. По м ...

Особенности внимания младших школьников
Внимание развивается в младшем школьном возрасте. Без достаточной сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. На уроке учитель привлекает внимание учеников к учебному материалу, удерживает его длительное время, переключает с одного вида работы на другой. По сравнению с до ...

Инклюзивное образование: понятие, сущность, особенности
Как уже отмечено во введении, в нашей стране накоплен небольшой опыт технологий инклюзии. В последние годы в российском образовании актуализируются ценности инклюзивного образования. С. Н. Сорокоумова, кандидат психологических наук, доцент, в своем исследовании дает определение инклюзивному образов ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru