Изучение исследования неспособности к обучению при помощи рисуночных тестов

Перспективы образования » Определение понятия "неспособность обучения" интерпретация и диагностика детских рисунков » Изучение исследования неспособности к обучению при помощи рисуночных тестов

Страница 1

Главной задачей экспериментальной работы было выявление признаков неспособности к обучению у младших школьников.

Исследование состояло из двух этапов.

На первом этапе - этапе констатирующего среза - была проведена диагностика неспособности к обучению у испытуемых.

На втором этапе проводилась оценка эффективности разработанной системы по методике констатирующего эксперимента.

В исследовании принимали участие 25 учеников общеобразовательной школы № 33 г. Смоленска. Возраст испытуемых составил 8 лет (младшие школьники).

Были использованы следующие методы: наблюдение, психологические методики:

рисуночный тест "Нарисуй человека";

1. Рисуночный тест "Нарисуй человека".

Ф. Гудинаф - яркая фигура в мировой психологии. В нашей стране она, однако, практически неизвестна.

Наибольшую известность Ф. Гудинаф, принес тест "Нарисуй человека". Первоначальная стандартизация этой методики была осуществлена в 1926 г. С тех пор вплоть до 1963 г. Тест использовался без существенных изменений и приобрел за это время широкую популярность.

Этот тест - один из наиболее используемых диагностических методов. Его можно проводить с трехлетнего возраста. Выводы об уровне умственного развития по результатам тестирования наиболее надежны применительно к дошкольному и младшему школьному возрасту. В качестве личностного теста методика успешно интерпретируется, начиная со старшего дошкольного возраста, и не имеет возрастных ограничений сверху.

Проведение тестирования. Лист бумаги кладут перед обследуемым вертикально. Инструкция: "Нарисуйте человека - всего, целиком. Постарайтесь нарисовать как можно лучше - так, как вы умеете" (здесь и далее приводится обращение к взрослому человеку; при обращении к ребенку используют единственное, а не множественное число. Для маленьких детей инструкцию целесообразно изменить: "Нарисуй дядю. Постарайся нарисовать получше".

Если обследуемый задает уточняющие вопросы ("Мужчину или женщину?", "Мальчика или девочку?", "Можно нарисовать принцессу?", "А можно, чтобы он был в шляпе?" и т.п.), то ему говорят: "Рисуйте так, как вы хотите". Если же вопрос противоречит инструкции, то ее частично повторяют. Так, на вопрос: "А можно нарисовать только лицо?", - следует ответ: "Нет, нарисуйте всего человека, целиком". Если обследуемый говорит: "Я нарисую робота", - то ему отвечают: "Нет, нарисуйте, пожалуйста, человека".

Если обследуемый, рисуя, нарушает инструкцию (например, изображает только лицо или робота вместо человека), но не задает при этом никаких вопросов, то проверяющий воздерживается от замечаний и не напоминает инструкцию до окончания рисунка. По окончании работы повторяют задание: "А теперь все-таки нарисуйте человека - всего, целиком. Постарайтесь нарисовать как можно лучше - так, как вы умеете", (т.е. инструкция воспроизводится полностью). Нужно попросить сделать повторный рисунок и в том случае, если первоначальный получился схематическим ("палочковый человечек") или шаблонно карикатурным.

После окончания работы полезно провести обсуждение рисунка, выяснить, что за человек нарисован - какого он возраста, пола (если это не ясно из рисунка), какой у него характер, чем он занимается, что любит и чего не любит, что ожидает его в будущем, о чем он мечтает и т.п. Если обследуется подросток или взрослый человек, то можно попросить его написать небольшой рассказ об изображенном персонаже.

По завершении беседы предлагают еще одно задание в соответствии с процедурой, разработанной Маховер. Обследуемому дают чистый лист бумаги с инструкцией: "А теперь нарисуйте человека другого пола". При непонимании инструкции нужно пояснить, что имеется в виду человек, пол которого противоположен нарисованному ранее. Это задание полезно для взрослых и подростков. При обследовании дошкольников и младших школьников оно обычно не дает существенной дополнительной информации, хотя в отдельных случаях, когда нужно выявить отношение ребенка к сексуальной сфере, его можно рекомендовать и для маленького ребенка.

Для оценки умственного развития недостаточно информативен рисунок женщины в юбке (непонятно, адекватно ли передается сочленение ног с туловищем). Поэтому, если первоначально изображена женщина в юбке, нужно дать дополнительное задание: "А теперь нарисуй мужчину (дядю)".

Рисунок человека противоположного пола обсуждается так же, как и первый.

Оценка результатов. Шкала признаков для оценки рисунка содержит 73 пункта. За выполнение каждого пункта начисляется 1 балл, за несоответствие критерию - 0 баллов. В итоге подсчитывается суммарная оценка.

Критерии оценки теста приведены в приложении 2.

За соответствие рисунка каждому из означенных критериев начисляется 1 балл. В результате масштабной апробации теста его создателями разработаны подробные таблицы перевода полученных баллов в показатели, соответствующие коэффициенту интеллекта. Эти критерии, однако, были выработаны достаточно давно и на выборке американских испытуемых. Поэтому доскональное соотнесение результатов, полученных сегодня на отечественном материале, с этими таблицами недопустимо. Ниже приводятся лишь основные референтные точки, служащие приблизительным ориентиром для оценки. Из таблиц Гудинаф - Харриса взяты соотношения баллов и "нормального" IQ, соответствующего 100%, а также те показатели, которые примерно соответствуют IQ=70% (т.е. минимального значения, относящегося к норме). Использование предложенного материала в силу указанных причин - допустимо лишь в следующих пределах. В тех случаях, когда количество баллов ниже, чем соответствующее IQ=70%, это дает основание для более детального изучения интеллектуальной сферы ребенка с целью выявления возможного отставания в умственном развитии. Еще раз подчеркнем, что на основе лишь данного критерия делать выводы об умственной отсталости недопустимо.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Статьи о педагогике:

Профессионально-прикладная физическая культура как один из видов физического воспитания
Принцип органической связи физического воспитания с практикой трудовой деятельности наиболее конкретно воплощается в профессионально-прикладной физической подготовке. В качестве своеобразной разновидности физического воспитания профессионально-прикладная физическая подготовка представляет собой пед ...

Подвижная игра и ее роль в учебной деятельности младшего школьника
Игра — исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку. Игровая деятельность очень многообразна: детские игры с игрушками, настольные игры, хороводные игры, игры подвижные, игры спортивные. Она может быть средством самопознания, развлечения, отд ...

Анализ и полученные результаты практической реализации программы «ОПК» в условиях МАОУ СОШ №3 г-к Анапа п. Витязево
Хороший духовный рост заметен у учащихся 5-х классов, начавших изучение модуля в 2012 году. Дети стали активными участниками в проведении православных праздников в храме и школе, школьных научно-практических конференциях. На уроках ребята знакомятся с нравственными и духовными основами православия. ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru