Определение понятия "неспособность обучения" интерпретация и диагностика детских рисунков

Перспективы образования » Определение понятия "неспособность обучения" интерпретация и диагностика детских рисунков

В настоящее время отмечается рост числа детей с различными отклонениями в психическом развитии. Так, доля здоровых новорожденных не превышает 30%. Уровня школьной зрелости к 6-летнему возрасту достигают от 17% до 50% детей, а недоразвитие познавательных способностей выявлено у каждого десятого ребенка школьного возраста. И если к дошкольному возрасту грубые нарушения психического развития (например, умственная отсталость) бывают выявлены, то менее выраженные остаются длительное время без должного внимания специалистов. Такие отклонения, как задержка психического развития, ранний детский аутизм, становятся особенно заметными, когда ребенок переходит из дошкольного общеобразовательного учреждения в школу, где у него возникают значительные трудности в обучении.

Оптимальным вариантом первичного обследования, позволяющим выявлять "проблемных" детей в целях дальнейшего комплексного изучения, является скрининг-диагностика (от англ. screen - "сито"). Несмотря на большое количество различных методик, применяемых в дифференциальной диагностике, ощущается недостаточность научно обоснованного и апробированного диагностического инструментария для применения в скрининг-обследовании.

Как известно, разработка диагностического инструментария осуществляется с учетом ведущей деятельности детей данного возрастного периода, в которой наиболее полно отражается уровень их психического развития. К старшему дошкольному возрасту изобразительная деятельность (наряду с игровой) становится одной из ведущих. Поэтому использование рисуночной деятельности (процесса изображения и результата) в качестве объекта исследования мы посчитали обоснованным. К тому же в этом возрасте дети всегда с удовольствием рисуют и в процессе рисования быстро достигается контакт экспериментатора с ребенком. Выбор старшего дошкольного возраста продиктован тем, что, с одной стороны, рисуночная деятельность уже сформирована для проведения объективного обследования, с другой - в случае выявления нарушений психического развития, остается достаточно времени для оказания необходимой коррекционно-педагогической помощи.

Таким образом, увеличение численности детей с неспособностью к обучению и дефицит диагностического инструментария для их первичного выявления позволяют считать проблему нашего исследования актуальной.

Объект исследования

- дети младшего школьного возраста.

Предмет исследования

- изобразительная деятельность детей для диагностики неспособности к обучению.

Цель курсовой работы

- рассмотреть особенности использования детских рисунков для диагностики неспособности к обучению.

Гипотеза исследования.

1. Уровень развития изобразительной деятельности является одним из показателей соответствия психического развития ребенка возрастной норме или отклонения от нее. Предполагалось, что достоверную информацию об уровне развития изобразительной деятельности можно получить при качественно-количественном анализе детского рисунка. При этом, использование теста "Нарисуй человека" позволит осуществить выявление детей с неспособностью к обучению.

2. Специально организованная работа с младшими школьниками, направленная на развитие их творческой активности, оказывает соответствующее влияние на формирование ребенка как творческой личности, помогая достичь более высоких показателей развития творческих способностей и общего психического развития.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

раскрыть понятие "неспособность к обучению";

рассмотреть роль детских рисунков в диагностике неспособности к бучению.


Статьи о педагогике:

Учитель глазами младших школьников
В последнее время становится все более очевидным, что научно-педагогическая теория личностно ориентированного образования в своих обоснованиях недостаточно учитывает реальные трудности и профессиональные возможности современного учителя. Причины трудностей объективно обусловлены ориентацией системы ...

Сравнительный анализ учебников 5-6 классов
В курсе математики 5-6 классов текстовые задачи решают практически с первых уроков. Основными авторами учебников являются: Виленкин Н.Я и др. Математика 5,6. Нурк Э.Р., Тельгмаа А.Э. Математика 5,6. Зубарева И.И, Мордкович Л.Г. Математика 5,6. Дорофеева Г.В., Шарыгин И.Ф. Математика 6. Если сравнив ...

Основные задачи говорения на начальном этапе
Общие умения, свидетельствующие о взаимодействии различных видов речевой деятельности, Гальскова Н.Д. рассматривает на сенсорно-перцептивном уровне, формирование которого происходит на начальном этапе. Например, умения: 1) соотносить акустические (при слушании и говорении) и зрительные (при чтении ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru