Изучение исследования неспособности к обучению при помощи рисуночных тестов

Перспективы образования » Определение понятия "неспособность обучения" интерпретация и диагностика детских рисунков » Изучение исследования неспособности к обучению при помощи рисуночных тестов

Страница 3

2. Результаты теста "Нарисуй человека" могут быть использованы для разработки профилактических мероприятий, направленных на общее психическое развитии ребенка, стимулирование творческой активности и воспитание любви и тяги у учебному процессу, в том числе и занятиям изобразительным искусством.

Проблема интеллекта и способов его диагностики является одной из базовых проблем психологии. Изучение интеллекта способствует более глубокому раскрытию основных закономерностей психического развития индивида, пониманию природы индивидуальных различий в проявлении общих способностей. Вместе с тем проблема интеллекта включена в более широкий социальный и личностный контекст. Интеллектуальный потенциал общества является важнейшим фактором прогрессивного развития, интеллектуальная собственность становится объектом экономических отношений, продуктивный интеллект выступает в качестве условия обеспечения независимости личности, ее устойчивости к манипулятивным воздействиям. В силу отдаленности и значимости социальных и личностных последствий, диагностика интеллекта в период усиленного развития, изменения и обучения, каким является детство, волнует не только психологов, но также и педагогов и широкую общественность, родителей. В силу этих причин изучение интеллекта детей приобретает особую остроту и ответственность.

В мировой истории психологических исследований проблема интеллекта оказывается наиболее изучаемой, ей посвящено самое большое число работ, и в то же время она остается самой дискуссионной и неоднозначной по своим теоретическим решениям. В отечественной психологии интеллект долгое время отождествлялся с мышлением. Только в последнее десятилетие это направление исследований восстановлено в своих правах, началась научная разработка вопросов теории и практики психодиагностики интеллекта. В связи с расширением базы практического применения труда психологов в системах здравоохранения, образования, занятости населения, право охраны - вопросы методического оснащения, поиска адекватных методов исследования приобрели особую актуальность.

Психологическая диагностика сегодня располагает достаточно широким арсеналом методик, направленных на изучение индивидуальных различий людей по степени их интеллектуального развития. Рисуночные методики выгодно выделяются среди других методов своей естественностью и полным соответствием требованиям, предъявляемым к процедуре психологического обследования. Рисунок фигуры человека как инструмент для изучения психики ребенка интересует исследователей уже около сотни лет. Анализируя рисунок, можно наблюдать за ходом общего психического развития ребенка, дифференцировать норму и нарушения, вычленять эмоционально - личностные особенности. Однако возможности использования рисунка фигуры человека и особенности интерпретации, получаемых с его помощью данных, до сих пор признаются не до конца изученными.

Младший школьный возраст - особый, исторически недавно выделившийся период, содержание и задачи которого окончательно не определены, поэтому психологические особенности начального звена школьного детства также не признаются окончательными и неизменными.

Поэтому выявление закономерностей интеллектуального развития младших школьников представляется актуальным. Используемый в исследовании метод - рисунок фигуры человека широко применяется в зарубежной психодиагностической практике, признается вторым по частоте использования в ряду всех психодиагностических методов исследования индивидуальных различий между людьми.

В качестве инструмента измерения интеллекта используемый в исследовании тест "Нарисуй человека" Гудинаф - Харриса применяется в возрастном диапазоне от трех до пятнадцатилетнего возраста. Младший школьный возраст попадает в середину общего диапазона диагностических возможностей данного теста.

Обладая на данной возрастной группе максимальной дифференцирующей способностью, тест позволяет наиболее ярко проследить выявляемые на его основе закономерности интеллектуального развития младших школьников.

Рис.1. Спонтанный рисунок 4-летнего ребенка

image157.jpg

Рис.2. Повторная попытка изобразить крест, нарисованный экспериментатором

image159.jpg

Рис.3. Вполне удавшаяся копия вертикальной линии (составной части креста)

image161.jpg

Рис.14. Хорошая копия горизонтальной линии, составляющей другую часть креста

image162.jpg

Рис.5. А это результат того, что получилось, когда его снова попросили нарисовать крест. Он не воспринимает фигуру как образец

image163.jpg

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Статьи о педагогике:

Лингвистические основы изучения имени прилагательного в начальной школе
Имя прилагательное – это часть речи, обозначающая признак предмета и выражающая это значение в словоизменительных морфологических категориях рода, числа и падежа. Прилагательное обладает морфологической категорией степени сравнения и имеет полные и краткие формы. Прилагательные классифицируются по ...

Тесты для проверки знаний по базовому курсу информатики
Предложенные примеры тесты разделены на 3 группы в соответствии с рекомендациями по организации итоговой аттестации этого вида. Тест для группы 1 Тест, относящийся к этой группе и требующий альтернативных ответов, разделен на 7 разделов, которые содержат вопросы по всему базовому курсу информатики ...

Особенности обучения иностранному языку на начальном этапе обучения
Младший школьный возраст (7-11 лет) является наиболее благоприятным для овладения иностранным языком. Пластичность природного механизма усвоения языка, имитационные способности, природная любознательность и пытливость, яркость воображения, потребность в познании нового, отсутствие так называемого & ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru