Познавательное развитие детей седьмого года как необходимое условие подготовки к школе

Перспективы образования » Познавательное развитие детей седьмого года как необходимое условие подготовки к школе

Страница 4

Систему такой работы обуславливало разработанное мною перспективное планирование занятий познавательного блока и совместной деятельности (приложение ), опытно-экспериментальной деятельности (приложение ),наблюдения, целевые прогулки и экскурсии, итоговых совместных мероприятий с детьми (праздники).

Планирование осуществлялось с учётом непосредственных предложений детей, исходя из их интересов, желаний и потребностей.

Занятия проходили в игровой занимательной форме: «Космическое путешествие», «Путешествие по реке «времени», «по географической карте», «Царство растений» и др. Дети в процессе путешествий узнали много интересных сведений из разных областей наук. Такое взаимодействие воспитателя с детьми положительно действует на эмоции детей, стимулирует развитие познавательных способностей, любознательности, творчества, поскольку позитивный эмоциональный фон занятия повышает уровень усвоения материала.

На занятиях познавательного цикла широко использовала приём разбора и решения проблемных ситуаций для активизации познавательно-мыслительной деятельности детей, уточнения и конкретизации имеющихся сведений о мире, понимания взаимосвязи и взаимозависимости всего происходящего в нашем мире.

Работа шла поэтапно, от простого к сложному. На первом этапе анализировали готовые ситуации: случаи из жизни детей, их опыта.

Постепенно задания усложнялись: из 2-3 вариантов, предложенных воспитателем, дети выбирали один, обосновывая свой выбор, определяли результат, делали выводы.

Разбор проблемных ситуаций первоначально осуществлялся вместе с воспитателем. Постепенно приучала детей к самостоятельному их решению. Это давало возможность ребятам рассуждать, сравнивать, активизировало их умственную деятельность. В ходе разбора проблемных задач совершенствовались умения вычленять проблему, осуществлять поиск решения, делать выводы и аргументировать их.

Конкретизации, уточнению и расширению познавательных представлений детей о взаимоотношениях и взаимосвязи живой и неживой природы помогает использование приёма моделирования.

Так в блоке занятий по науке «Зоология» при изучении темы «Где могут жить животные» дети познакомились с их Родиной, «расселяли» по географической карте мира с помощью моделей; классифицировали животных по видам классификационная таблица.

Использование серии картинок-моделей по исторической тематике для выстраивания временных рядов /раньше-сейчас/ позволили исследовать и упорядочить сложные понятия о явлениях природного и социального мира в блоке занятий «История жилища и бытоустройства», «Путешествие по «реке времени».

Благодаря моделированию дети стали способны к опосредованному решению познавательных задач, у них расширился диапазон моделируемых отношений. Они выстраивают логические, временные цепочки, для моделирования скрытых связей используют условно-символические изображения графические схемы.

Каждое познавательное занятие включало в себя передачу детям новой информации через увлекательный рассказ воспитателя, познавательные сообщения, чтение литературы, просмотр видео фильмов. Тщательно отбирала и перерабатывала её с учётом возраста детей, их запросов. Подводила детей к желанию узнавать новое.

Поддерживала, поощряла любую инициативу детей, их желание поделиться своими знаниями с окружающими, помогала им подготовить короткие рассказы к занятиям, новую познавательную информацию для вечеров «Сейчас узнаем», сформулировать вопросы, задания к викторине, празднику «Эти удивительные животные».

Одним из источников новой информации для детей в группе была полочка «Умных книг», содержание которой составляли тематические подборки книг, иллюстрированные издания познавательного характера, детские географические атласы, книги о мире растений и животных (А.Дитрих «Почемучка»; серия книг «Я познаю мир»; «В мире природы» и др.).

Совместная деятельность: рассматривание иллюстраций, чтение отрывков из книг помогла детям в дальнейшем самостоятельно пользоваться литературой полочки «Умных книг» для поиска необходимой информации. Это способствовало накоплению у них информационного запаса знаний.

С целью активизации самостоятельной поисково- познавательной деятельности детей использовала приём домашнее задание. Это служило отправной точкой совместной работы родителей с ребёнком, по поиску этой информации из литературных энциклопедических источников, с подбором необходимы иллюстраций, картинок, подготовкой детских познавательных рассказов о животных, растениях и т.д.

Одним из эффективных средств формирования познавательной активности детей является проведение элементарной поисково-экспериментальной деятельности.

Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей; развивает собственный познавательный опыт с помощью наглядных средств (символов, условных заместителей, моделей). Становление познавательно - мыслительной деятельности старших дошкольников зависит от сотрудничества с партнёром-взрослым.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Статьи о педагогике:

Этапы формирования понятия «химическая реакция»
В силу того, что понятие химическая реакция является достаточно сложным и многогранным, сформировать полное представление обо всех его сторонах, раскрыть всю его философскую сущность невозможно за короткий промежуток времени. Более того, данное понятие формируется на протяжении всего курса обучения ...

Задачи и содержание работы по обучению старших дошкольников измерительной деятельности
В настоящее время в условиях реформы школьного образования необходим тщательный учет всех возможностей детей в овладении знаниями, совершенствование программных требований и методов обучения в детском саду. Измерительная деятельность вводится в подготовительной к школе группе. Однако опыт педагогич ...

Уровень сформированности культуры речи у детей, поступивших в 1 класс
Первым этапом нашей опытно-экспериментальной работы было определение уровня сформированности культуры речи у детей, поступивших в 1 класс. С этой целью мы провели ряд замеров в двух первых классах. В качестве экспериментального мы выбрали 1 «Б» класс. В качестве контрольного - 1 «А» класс. В 1 «А» ...

Меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru