Профилактика нарушений осанки
Большую роль в осанке имеет равномерное развитие мышц туловища и, прежде всего, позвоночного столба.
Многолетняя практика работы с детьми доказывает, что формирование правильной осанки – это одна из основных задач физического воспитания.
Систематические и разумные занятия физической культурой и спортом считаются лучшим средством предупреждения нарушения осанки. Следовательно, ведущая роль в этом принадлежит учителю физической культуры, каждый учитель – предметник на своем уроке должен знать, как проводить физкультминутки. Особенно физкультминутки обязательны в начальных и У-У1 классах. В роли корригирующих упражнений могут использоваться ходьба на лыжах, плавание.
Осанка воспитывается, прежде всего, в ходьбе.
Ходьба обычная. Голову поднять, не сутулиться, смотреть прямо, плечи отвести назад.
Ходьба на носках, руки в различных положениях.
Ходьба на пятках, главное – не опускать таз, выпрямиться, прогнуться.
Ходьба перекатным шагом. Выполняя перекат с пятки, высоко подняться на носки, туловище прямое, голову понять выше.
Ходьба острым шагом, высоко поднимая бедро. Другие разновидности ходьбы.
На каждом уроке учитель должен давать по 5–6 упражнений на формирование осанки, типа дыхательных, причем движения рук и ног выполнять в соответствии с фазами вдоха и выдоха. Например:
И.п. – стойка руки на пояс. 1 – локти вперед – выдох, 2 – И.п. – вдох, 3 – локти назад – выдох, 4 – И.п. – вдох.
И.п. – упор присев. 1 – вставая, взмах правой ногой назад, руки верх – вдох, 2 – И.п. – выдох, 3–4 – то же левой ногой.
И.п. – основная стойка. 1 – руки вверх – глубокий вдох, 2–3 – пружинящий наклон – выдох, 4- И.п. – вдох.
Учащиеся с дефектами осанки занимаются в специальных медицинских группах, где также занимаются дети с ослабленным здоровьем.
Каждому ребенку необходимо составлять свой комплекс, иначе корригирующего эффекта не будет. Упражняясь на уроке, ребенок должен уметь контролировать свое самочувствие, в частности измерять пульс.
Для формирования правильной осанки используют и упражнения с предметами, что повышает интерес учащихся к занятиям (мешочки с песком, бумажные колпачки). Их можно выполнять не только на полу, но и на бревне разной высоты.
С учащимися надо регулярно беседовать об осанке, объяснять им, зачем проводятся данные занятия.
Предлагая учащимся, комплексы, упражнений по формированию правильной осанки, надо требовать ежедневного выполнения комплексов (через 1,5–2 часа после приёма пищи, но не утром после сна).
Учитель должен уметь оценивать состояние осанки школьников и учить этому самих детей. Осматривать осанку можно на расстоянии до 1 метра в положении обычной стойки в двух позах: фас и профиль; сначала ребенок стоит лицом, затем спиной и в профиль. Нормальная осанка характеризуется умеренной изогнутостью позвоночника, нормальной формой спины, правильным положением головы, туловища, ног.
В позе лицом нужно обратить внимание на форму линии плеч, талии, форму грудной клетки и ног. В норме все линии правой и левой стороны туловища должны быть симметричными. Встречаются следующие нарушения: втянутая в плечи или слишком вытянутая вперед шея, разные линии плеч (разноплечия) или талии, выбухание или уплощение одной из сторон грудной клетки, х – образная форма ног.
Осматривая школьника со спины, обращают внимание на шейно-плечевые линии, верхние и нижние линии лопаток, боковые линии спины и талии, линию позвоночника. Могут обнаруживаться следующие нарушения: асимметрия плеч (разноплечие), разное положение лопаток (опускание одной из них, неодинаковое выступание углов лопаток и расхождение этих углов к наружи), разные линии талии, боковой изгиб позвоночника. Линия позвоночника осматривается более внимательно. Школьнику предлагают поднять руку вверх. Если в этом положении наблюдается боковой изгиб, следует осмотреть линию позвоночника в наклоне вперед при расслабленных мышцах. Если – и при этом боковой изгиб не сглаживается, значит, имеет место боковое искривление – сколиоз II или III степени. Такие дети нуждаются в специальной лечебной гимнастике и постоянном медицинском наблюдении. Однако чаще отмечается сглаживание боковых изгибов. Это свидетельствует о намечающихся тенденциях к сколиозу или о неустойчивости нарушений, вызванных неправильной манерой держаться.
Статьи о педагогике:
Роль игровой деятельности в речевом развитии детей старшего дошкольного
возраста
В психологической и педагогической литературе имеется не мало исследований игр детей (Н.Н. Алексариной, С.Л. Новоселовой, Н.Н. Полагиной и др.). Впервые ее элементы появляются в младенческом возрасте, а в дошкольном складываются внешние формы, в частности сюжетно-ролевая игра. На третьем году жизни ...
К.Д. Ушинский. Его произведения для детей дошкольного и младшего возраста
Ушинский написал много книг по педагогике, но самые известные из них – “Родное слово” и “Детский мир”. "Родное слово" – это книги для для первоначального обучения детей, в возрасте до 10 лет, которые вышли в свет в 1864 году. "Родное слово" представляет собой систематическое рук ...
Модульные технологии обучения истории
Преподавание в школе требует обновления, методики в большей мере, чем в основной. Старшей школе предъявляются новые требования к организации учебной деятельности школьников, предпринимаются попытки ее технологизации, то есть разрабатывается комплекс оптимальных дидактических условий взаимодействия ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования