Требования к уровню развития количественных представлений детей в среднем дошкольном возрасте

Перспективы образования » Развитие количественных представлений у детей среднего дошкольного возраста в детском саду » Требования к уровню развития количественных представлений детей в среднем дошкольном возрасте

Страница 1

количественный представление дошкольный число

Задачи по развитию количественных представлений у детей среднего дошкольного возраста отражены в программе «Пралеска» в блоке «Я и мир вокруг меня» раздел «Мир науки» - «Математика» в подразделе «Количество и счет». В соответствии с программными требованиями, у детей к концу пятого года жизни должны быть сформированы следующие определенные количественные представления и умения:

называть числительные по порядку;

соотносить каждое числительное только с одним предметом;

в конце счета подводить итог его круговым движением и именовать названием пересчитанных предметов (например, «одна, две, три − всего три куклы»). При подведении итога счета первым называть число, а потом - предмет;

уметь отличать процесс счета от итога счета, в процессе счета называть только числительные, согласовывать их с существительными в роде, числе, падеже;

считать правой рукой слева направо;

присчитывать и отсчитывать предметы по одному с называнием итога: «Сколько всего?», «Сколько осталось?»

знать цифры в пределах изученных чисел. Соотносить цифры, числа и количества.

владеть количественным и порядковым счетом. Уметь правильно отвечать на вопрос: «Который по счету?»

уметь формировать динамичную модель состава чисел (в виде соотношения: целое — часть) для чисел 2, 3, 4, 5.

Дети этого возраста должны усвоить количественные характеристики множеств объектов:

один — много (визуальное распознавание);

столько же (взаимно однозначное соответствие);

больше — меньше (лишнее — не хватает);

уравнивание количеств (добавить — убрать);

увеличение или уменьшение количества (увеличить на, уменьшить на);

соотнесение количеств (на сколько больше, на сколько меньше);

изменение количественной характеристики множества или величины и ее символическое описание (арифметические действия);

соотнесение количественных характеристик и обозначений (счетные действия).

Порядковое значение числа. Ознакомление с порядковым счетом начинается в группе детей пятого года жизни.

Умение считать, называя порядковые числительные, и понимать, чем они отличаются от количественных, имеет большое значение, прежде всего для усвоения отношений между смежными числами натурального ряда, а в целом – успешного обучения в школе.

Дети начинают использовать в своей речи порядковые числительные одновременно с количественными числительными очень рано, уже в конце второго года жизни.

Необходимо научить детей порядковому счёту в пределах десяти; умению правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Какой?», «Который?». Именно в процессе обучения формируются представления о том, что числительное, которое было названо во время счёта последним, даёт ответ на вопрос «Сколько?». Часто следует знать не обо всех предметах группы, а о месте одного предмета в ряду других. В таких случаях вопрос ставится так: «На котором месте этот предмет?» или «Какой он по порядку?» В подобных ситуациях не пересчитывают все предметы, а считают только до того предмета, о котором хотели узнать. При этом используются порядковые числительные.

Необходимо объяснить детям, что результат количественного счёта не зависит от порядка, в котором считают предметы. При этом важно лишь не пропустить дважды один и тот же предмет. И, наоборот, для порядковых чисел направление счета имеет большое значение. В количественном и порядковом счёте упражняются сначала с помощью предметов, а потом без них.

Ознакомление с порядковым значением числа происходит на основе сопоставление его с количественным значением. Детей подводят к пониманию того, что когда нужно узнать, сколько предметов всего, их считают так: один, два, три, четыре. В результате такого счёта они могут ответить на вопрос «Сколько?»

В период обучения счету для ребенка очень важна непосредственная работа руками с сосчитываемыми предметами. Желательно дать детям возможность прикасаться к сосчитываемым предметам, двигать их, составляя уже сосчитанную группу, или показывать пальцем на каждый сосчитываемый предмет. Это позволит формировать правильное представление о самом процессе на уровне «памяти ощущения».

Уже при запоминании правильной последовательности называния числительных полезно обращать внимание ребенка на изменение количественного состава сосчитываемой группы, показывая ее руками:

Затем речевое сопровождение заменяется только движением руки: либо «еще один» придвигается к сосчитываемому множеству (на столе), либо производится охватывающее движение руками новой совокупности (с «еще одним»). Эти приемы готовят ребенка к пониманию основного принципа построения натурального ряда — каждое следующее число на единицу больше предыдущего.

Педагоги так же подчеркивают, что важно, чтобы дети увидели не только то, как можно получить последующее число (n+1), но и то, как можно получить предыдущее число: 1 из 2, 2 из 3 и т. п. (n — 1). Для этого педагог то увеличивает группу, добавляя 1 предмет, то уменьшает, удаляя из нее 1 предмет. Каждый раз выясняя, каких предметов больше, каких — меньше, переходит к сравнению чисел. Он учит детей указывать не только, какое число больше, но и какое меньше Отношения «больше», «меньше» всегда рассматриваются в связи друг с другом. В ходе работы педагог постоянно подчеркивает: чтобы узнать, сколько всего предметов, надо их сосчитать. Акцентируя внимание детей на итоговом числе, педагог сопровождает называние его обобщающим жестом (обведение группы предметов рукой) и именует (т. е. произносит название самого предмета) Данная работа так же помогает подвести ребят к пониманию состава числа. Понимание состава числа – очень важный момент подготовки детей к вычислительной деятельности. В данном возрасте закладываются азы данной счетной деятельности, которые затем служат хорошей основой для детей более старшего возраста в ознакомлении с составом числа.

Страницы: 1 2 3


Статьи о педагогике:

Роль игровой деятельности в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста
В психологической и педагогической литературе имеется не мало исследований игр детей (Н.Н. Алексариной, С.Л. Новоселовой, Н.Н. Полагиной и др.). Впервые ее элементы появляются в младенческом возрасте, а в дошкольном складываются внешние формы, в частности сюжетно-ролевая игра. На третьем году жизни ...

Совместная игровая деятельность дошкольников как средство развития взаимоотношений
Интерес к творческим ролевым играм развивается у детей с трех-четырех лет. К этому времени у ребенка появляются новые потребности, новые мотивы деятельности, связанные с осознанием своих отношений со взрослыми. У ребенка появляется желание активно участвовать в общественной жизни. После трех лет, о ...

Ролевая игра: её место и роль в педагогическом процессе на уроках английского языка
Игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Исходя из особенностей психологического развития младшего школьника, одна из которых состоит в преобладании эмоциональной сферы над интеллектуальной, нельзя не оценивать потенциальных возможностей игры как эмо ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru