Требования к уровню развития количественных представлений детей в среднем дошкольном возрасте

Перспективы образования » Развитие количественных представлений у детей среднего дошкольного возраста в детском саду » Требования к уровню развития количественных представлений детей в среднем дошкольном возрасте

Страница 2

Постепенно дети должны научиться самостоятельно преобразовывать множества предметов. Например, решать, как сделать, чтобы предметов стало поровну или больше меньше.

Обучение отсчету предметов начинают с показа его приемов. Воспитатель показывает и разъясняет детям, что предмет надо брать молча и только тогда, когда он поставлен, называть число. Вначале обучения детей отсчету, педагог использует образец (карточка с кружками или рисунками предметов). Ребенок отсчитывает по образцу: столько игрушек (или вещей), сколько кружков на карточке. Карточка служит средством контроля за результатами действия. Дети считают кружки сначала вслух, а в дальнейшем про себя. Постепенно дети учатся отсчитывать предметы по названному числу. Воспитатель так же обращает внимание детей на то, что число предметов не зависит от пространственных признаков: размера предметов, формы их расположения, площади, которую они занимают. Независимость числа предметов от их пространственных признаков выясняют на основе сравнения совокупностей предметов, отличающихся либо размерами, либо формой расположения, либо расстояниями между предметами (площадью, которую они занимают). Постоянно изменяют количественные отношения между совокупностями.

Детей приучают пользоваться разными приемами практического сопоставления множеств: наложением, приложением, составлением пар, применением эквивалентов (заместителей предметов). Эквиваленты применяются тогда, когда невозможно приложить предметы одной совокупности к предметам другой.

Наряду с опорой на зрительное восприятие (наглядно представленных множеств) исследователи подчеркивают важность упражнения детей в счете множеств, воспринимаемых на слух, на ощупь, учить их вести счет движений.

Знакомство детей с цифрами не представляет сложной методической проблемы, поскольку дети 3-4-летнего возраста легко запоминают символические изображения: буквы, цифры, знаки. Нет особой необходимости заучивать с детьми определенный объем символики наизусть, но и искусственно отгораживать ребенка от нее тоже нет смысла, поскольку с изображениями цифр он сталкивается в повседневной жизни постоянно — от номера своей квартиры и телефона бабушки до номера нужного канала телевидения или автобуса и т. д. и т. п.

В связи с этим лучше не смешивать процесс обучения счету со знакомством с цифрами. При знакомстве с цифрами целесообразно помнить, что дошкольник не должен уметь писать цифры и тем более «вписываться» в клетки (это школьная задача). Умение узнать цифру и соотнести ее с количеством предметов — это вполне достаточный уровень подготовки к школе по любой программе. В связи с этим можно обозначить основные цели работы педагога при знакомстве детей с цифрами:

научить детей узнавать образ цифры в различных изображениях (печатная цифра, письменная цифра, стилизованная цифра типа цифры на почтовом индексе и т. п.);

научить детей соотносить слово — числительное и цифру.

Полезно учить детей запоминать контур цифры не только визуально (глазами), но и двигательно-осязательно. Для этого используют изображения цифр, вырезанные из мелкой наждачной бумаги, которые дети обводят пальцем по ходу письма цифры (последнее наиболее важно, поскольку не только готовит руку к письму цифр, но и формирует правильный мыслеобраз ее контура, помогающий освоить ее написание).

Деление целого на части. Первое знакомство с делением целого на части осуществляется в средней группе. С необходимостью деления множества, а также отдельного предмета на части дети неоднократно сталкиваются в быту, во время игр. Так, им не раз приходилось делить между собой игрушки, сладости, покупать в магазине часть (половину, четверть) хлеба, грядки на участки и т. д. Педагог в ходе разнообразной работы с детьми подводит их к пониманию, что некоторые предметы можно разделить на несколько равных частей: на две, четыре.

Традиционной формой обучения математике в детском саду является занятие. Упражнения в счете должны быть почти на каждом занятии в течении всего учебного года. Но на занятиях обычно надо реализовать несколько программных задач, происходит обучение детей тому или иному виду математической деятельности. Поэтому целесообразно закрепление и упражнение детей в действиях с множествами и в счетной деятельности проводить вне занятий, так как закрепление навыков счета требует большого количества упражнений. Работа по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста может проводиться утром, в первую и вторую половины дня, на прогулке. Так же следует помнить о таком методе работы с детьми, как педагогическая ситуация, когда в ходе работы или игры с детьми возникает ситуация, которую можно использовать для закрепления у детей навыков счета. Педагог постоянно использует и создает различные жизненные и игровые ситуации, требующие от детей применения навыков счета. В быту часто возникают ситуации, требующие выполнения счета: по заданию педагога дети выясняют, хватит ли тех или иных пособий или вещей детям, сидящим за одним столом (коробок с карандашами, подставок, тарелок и пр.). Дети считают игрушки, которые взяли на прогулку. Собираясь домой, проверяют, все ли игрушки собраны. Любят ребята и просто пересчитывать предметы, которые встречаются по пути.

Страницы: 1 2 3


Статьи о педагогике:

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru