Эмпирический, научно-теоретический - определяется по степени научной обоснованности

Перспективы образования » Пути и методы педагогического опыта и его обобщение » Эмпирический, научно-теоретический - определяется по степени научной обоснованности

Страница 1

Психолого-педагогический, практический - определяется по характеру научной обоснованности.

Длительный, кратковременный - по продолжительности во времени

Основные этапы работы по изучению и обобщению передового педагогического опыта

Работа по изучению, обобщению и распространению ППО - это не временная кампания, не эпизодическое мероприятие, проводимое раз в году в виде научно-практической конференции или педагогических чтений, а обязательный элемент повседневной деятельности учителей, воспитателей, руководителей ОУ. Поскольку от правильной постановки этого дела в значительной степени зависит эффективность и качество работы ОУ, его нельзя пускать на самотёк, а необходимо осуществлять "поэтапно", в определённой последовательности.

Основные этапы работы по изучению и обобщению ППО (по Р.Г. Амосову):

Определение цели изучения ППО.

Отбор наиболее типичных форм и методов педагогической практики, установление степени их закономерности.

Выбор средств и методов изучения ППО.

Выдвижение гипотезы, объясняющей продуктивность данного опыта

Выделение диагностирующих единиц изучения

Фиксация специфических условий, в которых развивается процесс воспитания на избранных участках изучения опыта.

Сопоставление плана изучения опыта

Обобщение сходных форм ППО и выведение достоверных количественных и качественных характеристик.

Анализ полученных результатов, учёт вклада в полученный результат всех воздействовавших звеньев учебно-воспитательного процесса.

Разработка рекомендаций и определение дальнейших перспектив развития опыта.

Чтобы выявить, изучить опыт педагога и, обобщив его, сделать полезным для других, нужно составить программу изучения ППО (с анкетами, опросниками), используя предложенный нами опыт.

Изучение и обобщение опыта:

Выявление объекта изучения:

оценка деятельности педагога с помощью диагностической программы наблюдения;

выявление педагогов, получающих устойчивые положительные результаты;

первый сбор информации о деятельности педагога;

выявление факторов, способствующих получению высоких результатов;

определение объектов изучения.

Постановка цели изучения:

выявление существенного противоречия, на разрешение которого направлен творческий педагога;

формулировка проблемы;

теоретическое обоснование опыта;

выявление гипотезы о сущности и основных идеях опыта;

формулировка цели изучения.

Сбор информации об изучаемом опыте:

отбор методов сбора и обработки информации;

составление программы наблюдения за деятельностью педагога и детей на занятиях и в повседневной жизни по изученной проблеме;

реализация методов сбора информации об опыте.

Педагогический анализ собранной информации:

расчленение изучаемого опыта на части, соответствующие основным идеям опыта;

оценка идей опыта на основе критериев;

определение причинно-следственных связей между заявленной проблемой и идеей опыта;

выявление места и роли опыта в целостной педагогической системе.

Страницы: 1 2 3


Статьи о педагогике:

Психолого-педагогическая характеристика слабослышащих детей старшего дошкольного возраста
Выделяют три основные группы детей с нарушениями слуха: глухих, слабослышащих (тугоухих) и позднооглохших. Глухие дети имеют глубокое стойкое двустороннее нарушение слуха, которое может быть наследственным, врожденным или приобретенным в раннем детстве - до овладения речью. Если глухих детей не обу ...

Принципы построения системы контроля
К системе контроля предъявляются определеннее требование и при ее по­строении следует придерживаться основных принципов. Объективность — является основным требованием и принципом для организации контроля. Она заключается в том, что система контроля должна быть дружественной по отношению к учащимся. ...

Методика «Цветопись»
Цель: Изучение эмоционального состояния. Необходимый материал: Круг, разделенный на 8 секторов и цветные карандаши (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, черный) Инструкция: Раскрась любым карандашом части круга. Обработка результатов: Подсчитывается число секторов, закрашенных цв ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru