Эмпирический, научно-теоретический - определяется по степени научной обоснованности

Перспективы образования » Пути и методы педагогического опыта и его обобщение » Эмпирический, научно-теоретический - определяется по степени научной обоснованности

Страница 1

Психолого-педагогический, практический - определяется по характеру научной обоснованности.

Длительный, кратковременный - по продолжительности во времени

Основные этапы работы по изучению и обобщению передового педагогического опыта

Работа по изучению, обобщению и распространению ППО - это не временная кампания, не эпизодическое мероприятие, проводимое раз в году в виде научно-практической конференции или педагогических чтений, а обязательный элемент повседневной деятельности учителей, воспитателей, руководителей ОУ. Поскольку от правильной постановки этого дела в значительной степени зависит эффективность и качество работы ОУ, его нельзя пускать на самотёк, а необходимо осуществлять "поэтапно", в определённой последовательности.

Основные этапы работы по изучению и обобщению ППО (по Р.Г. Амосову):

Определение цели изучения ППО.

Отбор наиболее типичных форм и методов педагогической практики, установление степени их закономерности.

Выбор средств и методов изучения ППО.

Выдвижение гипотезы, объясняющей продуктивность данного опыта

Выделение диагностирующих единиц изучения

Фиксация специфических условий, в которых развивается процесс воспитания на избранных участках изучения опыта.

Сопоставление плана изучения опыта

Обобщение сходных форм ППО и выведение достоверных количественных и качественных характеристик.

Анализ полученных результатов, учёт вклада в полученный результат всех воздействовавших звеньев учебно-воспитательного процесса.

Разработка рекомендаций и определение дальнейших перспектив развития опыта.

Чтобы выявить, изучить опыт педагога и, обобщив его, сделать полезным для других, нужно составить программу изучения ППО (с анкетами, опросниками), используя предложенный нами опыт.

Изучение и обобщение опыта:

Выявление объекта изучения:

оценка деятельности педагога с помощью диагностической программы наблюдения;

выявление педагогов, получающих устойчивые положительные результаты;

первый сбор информации о деятельности педагога;

выявление факторов, способствующих получению высоких результатов;

определение объектов изучения.

Постановка цели изучения:

выявление существенного противоречия, на разрешение которого направлен творческий педагога;

формулировка проблемы;

теоретическое обоснование опыта;

выявление гипотезы о сущности и основных идеях опыта;

формулировка цели изучения.

Сбор информации об изучаемом опыте:

отбор методов сбора и обработки информации;

составление программы наблюдения за деятельностью педагога и детей на занятиях и в повседневной жизни по изученной проблеме;

реализация методов сбора информации об опыте.

Педагогический анализ собранной информации:

расчленение изучаемого опыта на части, соответствующие основным идеям опыта;

оценка идей опыта на основе критериев;

определение причинно-следственных связей между заявленной проблемой и идеей опыта;

выявление места и роли опыта в целостной педагогической системе.

Страницы: 1 2 3


Статьи о педагогике:

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru