Пути и методы педагогического опыта и его обобщение
Важнейшие задачи педагогической науки: возможности раскрытия эффективных механизмов применения педагогических новшеств, оптимальной инновационной деятельности внедрения. Это особенно необходимо в условиях постоянного обновления системы образования. В проблеме внедрения концентрируется противоречие теории и практики, должного и сущего, педагогической мысли и практического действия, ее реализации. Отмечается три общих фактора, способствующих решению проблемы внедрения: доступ к фондам научно-педагогических ценностей и образцов опытов; закрепление обязанностей по внедрению в правовые и квалификационные требования; направленность личности на самообновление профессионализма. Обобщенный вариант алгоритма использования, внедрения и обобщения педагогического опыта:
1. изучение задач, сформулированных в нормативных документах;
2. анализ состояния практики и сопоставление данных с социальными требованиями;
3. построение эталона преобразования педагогической практики;
4. поиск идей, рекомендаций, которые могут быть внедрены;
5. разработка комплексной программы, включающей закономерности внедрения;
6. подготовка средств: дидактических, материальных, информационных, организаторских и др.;
7. теоретическая, методическая, психологическая подготовка участников внедрения;
8. установление связи с авторами рекомендаций.
Целью данной работы выступает: определение роли массового, передового, новаторского опыта в развитии педагогической науки.
Массовый педагогический опыт – совокупность практических знаний, умений, навыков, приобретаемых педагогом в ходе повседневной учебно-воспитательной работы; основа профессионального мастерства учителя; один из источников развития педагогической науки.
Передовой педагогический опыт – результат творческого поиска школ и учителей, открывающий новые педагогические факты, создающий новые педагогические ценности, ранее неизвестные в педагогической науке и школьной практике, или существенно модифицирующий применительно к современным задачам обучения и воспитания существующие формы, методы и приемы учебно-воспитательной работы.
Новаторский педагогический опыт – принципиально новый опыт педагога, выходящий за пределы имеющихся научных знаний; характеризуется системной перестройкой педагогом своей деятельности, в результате чего достигается значительное и устойчивое повышение эффективности педагогического процесса.
- Определение понятия "передовой педагогический опыт"
- Критерии отбора передового педагогического опыта
- Шестой показатель ППО - его актуальность и перспективность
- Эмпирический, научно-теоретический - определяется по степени научной обоснованности
- Методика обобщения и распространения ППО
- Массовый и новаторский педагогический опыт. Пути, методы, обобщение и их значение в развитии педагогической науки
Статьи о педагогике:
Цель, задачи, этапы и организация формирующего эксперимента
По результатам нашего констатирующего эксперимента мы сделали вывод о необходимости проведения системы логопедических занятий по формированию атрибутивного словаря со старшими дошкольниками с ОНР Целью формирующего эксперимента является повышение уровня развития атрибутивного словаря у детей старше ...
Понятие «готовность к школьному обучению»
Готовность дошкольника с нарушенным слухом к школьному обучению является одним из важных итогов его развития в дошкольный период детства. Наступает переломный момент, когда условия жизни и деятельности ребенка резко изменяются, складываются новые отношения со взрослыми и детьми, появляется ответств ...
Изучение речевой готовности детей старшего дошкольного возраста
С целью практического обоснования выводов, полученных в ходе теоретического изучения проблемы речевой готовности детей старшего дошкольного возраста к школе было проведено исследование. В эксперименте приняли участие 10 детей в возрасте 5-7 лет на базе дошкольного образовательного учреждения «Ласто ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования