Пути и методы педагогического опыта и его обобщение

Перспективы образования » Пути и методы педагогического опыта и его обобщение

Важнейшие задачи педагогической науки: возможности раскрытия эффективных механизмов применения педагогических новшеств, оптимальной инновационной деятельности внедрения. Это особенно необходимо в условиях постоянного обновления системы образования. В проблеме внедрения концентрируется противоречие теории и практики, должного и сущего, педагогической мысли и практического действия, ее реализации. Отмечается три общих фактора, способствующих решению проблемы внедрения: доступ к фондам научно-педагогических ценностей и образцов опытов; закрепление обязанностей по внедрению в правовые и квалификационные требования; направленность личности на самообновление профессионализма. Обобщенный вариант алгоритма использования, внедрения и обобщения педагогического опыта:

1. изучение задач, сформулированных в нормативных документах;

2. анализ состояния практики и сопоставление данных с социальными требованиями;

3. построение эталона преобразования педагогической практики;

4. поиск идей, рекомендаций, которые могут быть внедрены;

5. разработка комплексной программы, включающей закономерности внедрения;

6. подготовка средств: дидактических, материальных, информационных, организаторских и др.;

7. теоретическая, методическая, психологическая подготовка участников внедрения;

8. установление связи с авторами рекомендаций.

Целью данной работы выступает: определение роли массового, передового, новаторского опыта в развитии педагогической науки.

Массовый педагогический опыт – совокупность практических знаний, умений, навыков, приобретаемых педагогом в ходе повседневной учебно-воспитательной работы; основа профессионального мастерства учителя; один из источников развития педагогической науки.

Передовой педагогический опыт – результат творческого поиска школ и учителей, открывающий новые педагогические факты, создающий новые педагогические ценности, ранее неизвестные в педагогической науке и школьной практике, или существенно модифицирующий применительно к современным задачам обучения и воспитания существующие формы, методы и приемы учебно-воспитательной работы.

Новаторский педагогический опыт – принципиально новый опыт педагога, выходящий за пределы имеющихся научных знаний; характеризуется системной перестройкой педагогом своей деятельности, в результате чего достигается значительное и устойчивое повышение эффективности педагогического процесса.


Статьи о педагогике:

Эстетическое воспитание на примере творческого объединения
А.С.Макаренко, придавая огромное значение эстетическому воспитанию, неоднократно отмечал, что дети должны быть активными участниками создания красивого в жизни, потому что, изменяя действительность по законам красоты, человек преображается сам. Эстетическое воспитание начинается с создания определе ...

Развитие двигательных способностей у детей младшего школьного возраста
Образовательные задачи в младшем школьном возрасте связаны с формированием двигательных умений и навыков, обогащением двигательного опыта, а также с приобретением знаний о значении физических упражнений для здоровья человека, о двигательном режиме, личной гигиене, закаливании. Система условных связ ...

О роли тренинга в образовательном процессе
Современные научные концепции в психологии все больше уделяют внимания субъектности человека и взаимодействию субъектов на разных уровнях, считая это основополагающим условием человеческой жизнедеятельности. Особо важную роль субъект-субъект взаимодействие играет в педагогическом процессе, поскольк ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru