Массовый и новаторский педагогический опыт. Пути, методы, обобщение и их значение в развитии педагогической науки

Перспективы образования » Пути и методы педагогического опыта и его обобщение » Массовый и новаторский педагогический опыт. Пути, методы, обобщение и их значение в развитии педагогической науки

Страница 1

Распознавание, изучение и обобщение содержания нового опыта является важной теоретической и практической проблемой. Многие учителя и методисты затрудняются при решении задачи обобщения педагогического опыта. Это связано с недостаточной определенностью соответствующих путей обобщения в контексте системно-целостного подхода. Отсутствие общих теоретических подходов на практике приводит к тому, что порой за содержание нового педагогического опыта выдается обещание будущих результатов. Особую роль проблемы обобщения нового опыта подчеркивает П.В. Копнин: "Изучение и обобщение передового опыта выполняет в гносеологическом отношении две функции: 1) оно служит проверкой ранее выдвинутых теоретических построений, носящих гипотетический характер и 2) составляет основу новых больших теоретических обобщений".

Важно организовать изучение педагогического опыта целостно и всесторонне, опираясь на системный подход, достоинство которого заключается в том, что с его помощью можно выявить и представить сумму разрозненных явлений в качестве единой взаимозависимой совокупности, когда каждый элемент внутри этой системы рассматривается, с одной стороны, как автономная часть, а с другой - как самостоятельная сложная система, включающая в себя другие элементы.

Процесс обобщения педагогического опыта включает в себя следующие процедурные этапы: распознавание его специфики, интерпретация и описание. В период восприятия и предварительного знакомства применяются эмпирические методы сбора информации (опрос, наблюдение, работа с документацией и др.), идут процессы распознавания особенностей педагогического опыта, его интерпретации, происходит преобразование и моделирование педагогической деятельности учителя, учебных действий учащихся, выявляется специфика в учебно-воспитательной работе учителя, основной упор делается на теоретические методы исследования.

На этапе описания весь собранный материал обобщается, систематизируется и излагается в литературно обработанной форме с целью пропаганды и распространения. Результат может быть изложен в виде педагогической монографии, методических рекомендаций, научной статьи, доклада, реферата, дипломной или курсовой работы и т.п. В основном здесь применяются законы, методы и приемы формальной логики - объяснение, доказательство, классификация и др., что необходимо для построения научного дискурса.

Рассмотрим каждый из обозначенных этапов подробнее. Этап распознавания педагогического опыта начинается с создания гипотезы о воспринимаемом объекте, которая может быть сформулирована на основе априорной модели объекта или его предварительного анализа. Затем уточняется представление об объекте, что предполагает проверку гипотезы и требует дополнительного анализа объекта с использованием контекстуальной информации и других источников знаний. Для определения целого необходимо определить его части и рассмотреть их в составе целого. Целостный процесс восприятия педагогического объекта возможен лишь в рамках гипотезы о всесторонне воспринимаемом объекте.

Перед исследователем может быть поставлена задача обобщения опыта работы того или иного педагога, того или иного образовательного учреждения. В большинстве своем речь может идти об обобщении массового педагогического опыта, отличающегося от передового опыта учителей-новаторов. Массовый - это опыт типичных школ и внешкольных учреждений, отражающий достигнутый уровень развития педагогической практики и реализующий в ней достижения педагогической науки. Основное отличие опыта работы типичных школ от передового заключается в том, что в последнем достигается высокий результат образовательной деятельности, в нем присутствуют элементы новизны, оригинальности и новаторства.

Страницы: 1 2 3 4 5


Статьи о педагогике:

Методическая реализация технологии дистанционного обучения
Проведя тестирование учащихся, мы пришли к выводу, что большинство учащихся наиболее заинтересованы в изучение темы web-программирования. Проанализировав Государственный стандарт по специальности можно сделать вывод, что web–программирование почти не рассматривается по стандарту, поэтому мы решили ...

Дидактические игры на уроках биологии в 6 классе
Игра «Узнай название» Методика: Каждый ученик получает гербарный лист и определительную карточку. Задание? Определить род растения и записать порядок определения. Игра «Цепочка» Методика: Первый вопрос по теме урока задаёт ученику учитель. Ученик отвечает и дальше сам задаёт вопрос своему товарищу. ...

Метод учебных проектов – образовательная технология XXI века
Одним из проблемных методов изучения иностранного языка является метод проектов. В своей статье, давшей название этой главе, Зачёсова Е.В., участница семинара ДООБ-2005, пишет: «В современной школьной системе все многообразие мира расчленено на составные части-кирпичики, пронумеровано, разложено по ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru