Массовый и новаторский педагогический опыт. Пути, методы, обобщение и их значение в развитии педагогической науки

Перспективы образования » Пути и методы педагогического опыта и его обобщение » Массовый и новаторский педагогический опыт. Пути, методы, обобщение и их значение в развитии педагогической науки

Страница 3

Итак, этап распознавания педагогического опыта предполагает отделение передового опыта от массового по критерию "результативность" путем определения устойчивых положительных результатов педагогической деятельности. Тем самым передовой опыт обособляется из массового. При определении результативности обучения нельзя допускать откровенного очковтирательства, живучей повседневной процентомании, преднамеренного завышения отметок. Отличники и двоечники всегда есть и в слабом, и в сильном классе; другое дело, какое педагогическое содержание кроется за этими "двойками" и "пятерками" в том или ином случае.

Этап интерпретации педагогического опыта характеризуется распознаванием и обработкой новой информации. Этой проблемой в 60-х гг. XX в. начали заниматься специалисты в области физиологии мозга и вычислительной техники, которые хотели понять механизм возникновения реакции организма на воздействие среды. Теоретические находки того периода во многом актуальны для современного понимания процессов распознавания содержания передового педагогического опыта.

Образы внешнего мира не заложены в человеческий мозг изначально, они не передаются по наследству от родителей к детям. Это продукт творческой работы человеческого мозга. Восприятие объектов внешнего мира - процесс достаточно объективизированный, тогда как переработка воспринимаемой информации головным мозгом зависит от теоретической подготовленности и направленности исследователя, от корректности выдвинутой рабочей гипотезы, от уровня и качества научной методологической рефлексии. Исследователь, не владеющий методологической грамотностью, не знающий основ педагогической теории, уподобится начинающему велосипедисту, которого так и тянет проехать мимо ровного места и уверенно свалиться в канаву, помимо и вопреки его желаниям.

Образ внешнего мира представляет собой продукт нашего восприятия, соотнесенный с определенной категорией, поэтому основная функция головного мозга заключается в отделении ценной информации от "шума". Соответственно процесс распознавания содержания нового педагогического опыта заключается в сочленении разрозненных педагогических действий в стройную теоретическую систему.

Изучая педагогический опыт, анализируя и обобщая его целостно и всесторонне, обратим особое внимание на следующие вопросы: что удается учителю лучше, чем другим? Каким образом получены положительные результаты его образовательной деятельности? За счет каких факторов он добивается увеличения производительности своего труда? Какие ограничения имеются для воспроизводства и тиражирования данного опыта?

В целях всестороннего анализа при обобщении педагогического опыта следует применять системный подход, который заключается в том, что педагогический объект рассматривается как целостный феномен, состоящий из частей, связанных между собой определенными отношениями. Так, образовательная деятельность может быть рассмотрена как процесс обучения и воспитания, разделенный на урочную и внеурочную работу. Обыкновенный школьный урок может предстать структурой, состоящей из деятельности учителя и деятельности учащихся. Преподавание может быть выражено в виде организационных форм подачи учебного материала, методов взаимодействия с учащимися, а методы могут состоять из приемов, которые расчленяются на отдельные действия и т.д. При этом перечисленные дидактические средства на практике сочетаются, взаимосвязаны, разъединить их можно лишь теоретически, мысленно абстрагируясь от конкретной ситуации.

Страницы: 1 2 3 4 5


Статьи о педагогике:

Требования к составлению тестов
Тестирование, являясь одной из перспективных форм контроля, получает все более широкое применение в учебной практике. Так как основу теста составляют тестовые задания, главным при составлении теста является их правильная разработка. Тестовые задания должны быть прагматически корректными и рассчитан ...

Организация и проведение индивидуальных и групповых форм на уроках математики
У многих маленьких учеников развивается чувство школьной тревожности, неуверенности и в себе, что временами приводит к нежеланию посещать школу, снижается интерес к познанию. Вот почему с первого дня учебы в школе необходимо создать такие условия, при которых ребенок «мог бы самоутвердиться, обрест ...

Место силовых упражнений в системе физического воспитания школьников
Ни одно физическое упражнение не мыслимо без проявления силы. Сила мышц в значительной мере определяет быстроту движения и способствует выносливости и ловкости. По данным А.В.Беляева правильный подбор упражнений должен обеспечивать пропорциональное развитие всех участвующих в соревновательном движе ...

Меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru