Массовый и новаторский педагогический опыт. Пути, методы, обобщение и их значение в развитии педагогической науки
Итак, этап распознавания педагогического опыта предполагает отделение передового опыта от массового по критерию "результативность" путем определения устойчивых положительных результатов педагогической деятельности. Тем самым передовой опыт обособляется из массового. При определении результативности обучения нельзя допускать откровенного очковтирательства, живучей повседневной процентомании, преднамеренного завышения отметок. Отличники и двоечники всегда есть и в слабом, и в сильном классе; другое дело, какое педагогическое содержание кроется за этими "двойками" и "пятерками" в том или ином случае.
Этап интерпретации педагогического опыта характеризуется распознаванием и обработкой новой информации. Этой проблемой в 60-х гг. XX в. начали заниматься специалисты в области физиологии мозга и вычислительной техники, которые хотели понять механизм возникновения реакции организма на воздействие среды. Теоретические находки того периода во многом актуальны для современного понимания процессов распознавания содержания передового педагогического опыта.
Образы внешнего мира не заложены в человеческий мозг изначально, они не передаются по наследству от родителей к детям. Это продукт творческой работы человеческого мозга. Восприятие объектов внешнего мира - процесс достаточно объективизированный, тогда как переработка воспринимаемой информации головным мозгом зависит от теоретической подготовленности и направленности исследователя, от корректности выдвинутой рабочей гипотезы, от уровня и качества научной методологической рефлексии. Исследователь, не владеющий методологической грамотностью, не знающий основ педагогической теории, уподобится начинающему велосипедисту, которого так и тянет проехать мимо ровного места и уверенно свалиться в канаву, помимо и вопреки его желаниям.
Образ внешнего мира представляет собой продукт нашего восприятия, соотнесенный с определенной категорией, поэтому основная функция головного мозга заключается в отделении ценной информации от "шума". Соответственно процесс распознавания содержания нового педагогического опыта заключается в сочленении разрозненных педагогических действий в стройную теоретическую систему.
Изучая педагогический опыт, анализируя и обобщая его целостно и всесторонне, обратим особое внимание на следующие вопросы: что удается учителю лучше, чем другим? Каким образом получены положительные результаты его образовательной деятельности? За счет каких факторов он добивается увеличения производительности своего труда? Какие ограничения имеются для воспроизводства и тиражирования данного опыта?
В целях всестороннего анализа при обобщении педагогического опыта следует применять системный подход, который заключается в том, что педагогический объект рассматривается как целостный феномен, состоящий из частей, связанных между собой определенными отношениями. Так, образовательная деятельность может быть рассмотрена как процесс обучения и воспитания, разделенный на урочную и внеурочную работу. Обыкновенный школьный урок может предстать структурой, состоящей из деятельности учителя и деятельности учащихся. Преподавание может быть выражено в виде организационных форм подачи учебного материала, методов взаимодействия с учащимися, а методы могут состоять из приемов, которые расчленяются на отдельные действия и т.д. При этом перечисленные дидактические средства на практике сочетаются, взаимосвязаны, разъединить их можно лишь теоретически, мысленно абстрагируясь от конкретной ситуации.
Статьи о педагогике:
Понятие «социокультурная среда» и ее влияние на развитие ребенка
Необходимыми элементами структуры социокультурной среды является система отношений, культура, пространство деятельности и временная организация жизни, или пространственно-временной хронотип, где образовательное учреждение занимает свое место. Социокультурная среда, таким образом, понимается как мно ...
Пути реализации метода проектов
Варианты творческих проектов для участия в олимпиадах с учетом возрастных возможностей учащихся 5-8 классов представлены в таблице 1. Таблица 1. Варианты творческих проектов Направление Тема творческого проекта возраст Кружки «Изготовление шкатулки с элементами геометрической резьбы» 6-7 класс «Изг ...
Основные задачи говорения на начальном этапе
Общие умения, свидетельствующие о взаимодействии различных видов речевой деятельности, Гальскова Н.Д. рассматривает на сенсорно-перцептивном уровне, формирование которого происходит на начальном этапе. Например, умения: 1) соотносить акустические (при слушании и говорении) и зрительные (при чтении ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования

