Массовый и новаторский педагогический опыт. Пути, методы, обобщение и их значение в развитии педагогической науки

Перспективы образования » Пути и методы педагогического опыта и его обобщение » Массовый и новаторский педагогический опыт. Пути, методы, обобщение и их значение в развитии педагогической науки

Страница 4

Швейцарский психолог Ж. Пиаже в психологии познания выделил две фазы: ассимиляции и аккомодации. Первая - это включение нового объекта в старые схемы, освоение нового в компонентах старых, объединение частных в более общую. Ассимиляция протекает в виде таких логических операций, как: классификация, объяснение, доказательство. Аккомодация есть перенос актуализирующихся исходных схем применительно к новым объектам путем изменения их структуры посредством конструирования новых схем. Следовательно, обобщение педагогического опыта может быть произведено либо как ассимиляция в рамках существующей педагогической теории, либо как аккомодация путем создания новой педагогической системы.

Согласно закону единства и борьбы противоположностей, противоречия являются движущей силой всякого развития, поэтому диагностика опыта работы учителя должна начинаться с анализа педагогических противоречий и найденных путей их преодоления. Следовательно, суть обобщения педагогического опыта заключается в выявлении системы методических приемов, разработанных тем или иным педагогом для преодоления конкретных педагогических противоречий.

Ф.Ш. Терегулов считает, что конечный результат деятельности учителя определяется тремя компонентами:

уровнем общепедагогических знаний, мастерством владения методиками преподавания школьных предметов и ведения воспитательной работы, а также сформированностью педагогического мышления, наличием морально-этического потенциала. Следовательно, в процессе обобщения педагогического опыта эти компоненты и следует диагностировать. Из перечисленных наиболее сложна диагностика третьего компонента, т.е. определение эмоционально-ценностной сферы.

Описание выявленного, изученного передового педагогического опыта является заключительным этапом. Оно должно соответствовать требованиям системного, целостного подхода, как и два предыдущих этапа. Согласно методологическим общенаучным требованиям, целостное описание класса объектов должно отвечать двум основным условиям: во-первых, все объекты данного класса соответствуют данному предположению; во-вторых, ни один объект другого класса не удовлетворяет ему. Целостность восприятия предполагает, что все источники информации должны по возможности перерабатываться одновременно, а не последовательно.

Существуют два вида целостного описания объектов: шаблонное и структурное. Первое предполагает представление объекта в системном виде, когда, например, предварительно задано, что описание должно быть произведено с позиций марксистской философии и отечественной традиционной педагогики. Принятые для систем компоненты (цели, задачи, принципы, содержание, методы, формы, средства и результат) регламентируются, как правило, политическими требованиями, превращая образовательную деятельность в некий шаблон, придавая ей командно-административную направленность. Шаблонное описание педагогических явлений пригодно лишь в тех случаях, когда ему подлежат те педагогические системы, основные свойства и характеристики которых хорошо разработаны.

Структурное описание устанавливает взаимосвязи между элементами, деталями, отдельными действиями и приемами, применяемыми в образовательной деятельности, уточняет причинно-следственные отношения, существующие внутри педагогической структуры. Каждый из отдельных элементов, рассматриваемых в ней, может, в свою очередь, быть объектом, подвергнутым аналитическому описанию. Все это приводит к значительному усложнению процедуры структурного описания педагогической действительности, зато полезно в ситуации функционирования нестандартных объектов с высокой степенью изменчивости, например, для описания индивидуального творческого стиля педагогической деятельности конкретного педагога-новатора, работающего в традиционной школе.

Страницы: 1 2 3 4 5


Статьи о педагогике:

Своеобразие познания детьми дошкольного возраста окружающего мира
Нервные процессы у ребенка среднего дошкольного возраста еще далеки от совершенства. Преобладает процесс возбуждения. При нарушении привычных условий жизни, при утомлении это проявляется в бурных эмоциональных реакциях, несоблюдении правил поведения. Бурные эмоции у ребенка, суетливость, обилие дви ...

Реализация учебной дисциплины «ОПК» в условиях МАОУ СОШ №3 г-к Анапа с. Витязево
В июне 2012 года учителями, планирующими вести 4-е классы Калашниковой И.Н. и Балыкиной Е.П. была осуществлена курсовая подготовка ГБОУ Краснодарского края ККИДППО в течение 10 дней по теме «Комплексный учебный курс основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) как составляющая духовно-нравст ...

Психические процессы. Восприятие
Восприятие - непосредственное, чувственно-предметное отражением внешнего мира. На основе восприятия возможна деятельность других психических процессов: памяти, мышления, воображения. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий. Воспр ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru