Массовый и новаторский педагогический опыт. Пути, методы, обобщение и их значение в развитии педагогической науки
Швейцарский психолог Ж. Пиаже в психологии познания выделил две фазы: ассимиляции и аккомодации. Первая - это включение нового объекта в старые схемы, освоение нового в компонентах старых, объединение частных в более общую. Ассимиляция протекает в виде таких логических операций, как: классификация, объяснение, доказательство. Аккомодация есть перенос актуализирующихся исходных схем применительно к новым объектам путем изменения их структуры посредством конструирования новых схем. Следовательно, обобщение педагогического опыта может быть произведено либо как ассимиляция в рамках существующей педагогической теории, либо как аккомодация путем создания новой педагогической системы.
Согласно закону единства и борьбы противоположностей, противоречия являются движущей силой всякого развития, поэтому диагностика опыта работы учителя должна начинаться с анализа педагогических противоречий и найденных путей их преодоления. Следовательно, суть обобщения педагогического опыта заключается в выявлении системы методических приемов, разработанных тем или иным педагогом для преодоления конкретных педагогических противоречий.
Ф.Ш. Терегулов считает, что конечный результат деятельности учителя определяется тремя компонентами:
уровнем общепедагогических знаний, мастерством владения методиками преподавания школьных предметов и ведения воспитательной работы, а также сформированностью педагогического мышления, наличием морально-этического потенциала. Следовательно, в процессе обобщения педагогического опыта эти компоненты и следует диагностировать. Из перечисленных наиболее сложна диагностика третьего компонента, т.е. определение эмоционально-ценностной сферы.
Описание выявленного, изученного передового педагогического опыта является заключительным этапом. Оно должно соответствовать требованиям системного, целостного подхода, как и два предыдущих этапа. Согласно методологическим общенаучным требованиям, целостное описание класса объектов должно отвечать двум основным условиям: во-первых, все объекты данного класса соответствуют данному предположению; во-вторых, ни один объект другого класса не удовлетворяет ему. Целостность восприятия предполагает, что все источники информации должны по возможности перерабатываться одновременно, а не последовательно.
Существуют два вида целостного описания объектов: шаблонное и структурное. Первое предполагает представление объекта в системном виде, когда, например, предварительно задано, что описание должно быть произведено с позиций марксистской философии и отечественной традиционной педагогики. Принятые для систем компоненты (цели, задачи, принципы, содержание, методы, формы, средства и результат) регламентируются, как правило, политическими требованиями, превращая образовательную деятельность в некий шаблон, придавая ей командно-административную направленность. Шаблонное описание педагогических явлений пригодно лишь в тех случаях, когда ему подлежат те педагогические системы, основные свойства и характеристики которых хорошо разработаны.
Структурное описание устанавливает взаимосвязи между элементами, деталями, отдельными действиями и приемами, применяемыми в образовательной деятельности, уточняет причинно-следственные отношения, существующие внутри педагогической структуры. Каждый из отдельных элементов, рассматриваемых в ней, может, в свою очередь, быть объектом, подвергнутым аналитическому описанию. Все это приводит к значительному усложнению процедуры структурного описания педагогической действительности, зато полезно в ситуации функционирования нестандартных объектов с высокой степенью изменчивости, например, для описания индивидуального творческого стиля педагогической деятельности конкретного педагога-новатора, работающего в традиционной школе.
Статьи о педагогике:
Учебно-программное обеспечение курса «Познай себя»
Учебная программа - это документ, устанавливающий содержание и объем знаний, умений и навыков по предмету и определяющий последовательность их прохождения по годам обучения. Программа бывают следующих видов: 1. Альтернативная; 2. Компилятивная (заимствованная, объединяющая фрагменты существующих ра ...
Пути повышения физической подготовленности учащихся на уроках
физической культуры
В организации занятий необходима цикличность развития физических качеств. На одном уроке развиваются выносливость и сила, на другом сила и быстрота, на третьем уроке выносливость, сила, быстрота. Гибкость и ловкость идут как «фоновые» физические качества, то есть они в различной степени развиваются ...
Социокультурный подход как средство повышения мотивации
В педагогике существует 2 тенденции погружения учащихся в инокультуру: 1. без опоры на культуру родного языка; 2. с опорой на культуру родного языка. Минимальными необходимыми условиями для осуществления социокультурного образования являются: · междисциплинарная интеграция культуроведческих сведени ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования