Система развивающего обучения Л.В. Занкова

Страница 1

С идеями развивающего обучения связывается возможность изменений в школе.

В последние годы значительные изменения происходят в системе начального обучения. Увеличено количество вариативных учебни­ков (с 7 в 1990 г. до 58 в 1999 г.). Практически все учебники оснащены так называемым «шлейфом» (прописи, хрестоматии, тетради на печатной основе, задачники). Расширено содержание начального образования. Это от­ражено в стандартах начального обучения. Изменился подход к отметке и оценке, что от­ражено в методическом письме Министерства образования РФ. Изменилась методология урока, в школе используется большое количе­ство инновационных форм работы.

Анализ произошедших в начальной школе изменений привел к переосмыслению приори­тетов в дидактической основе системы Л.В. Занкова. Порядок значимости дидактиче­ских принципов и их значение для практики обучения выглядят следующим образом:

• принцип осознания процесса учения;

• принцип систематической работы над развитием всех учащихся, в том числе и наи­более слабых;

• принцип обучения на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности;

• принцип ведущей роли теоретических знаний;

• принцип быстрого темпа изучения ново­го материала.

Совершенствование системы начального обучения, стимулируемое социальным зака­зом общества, приводит к тому, что сегодня уже недостаточно обеспечить овладение школьниками суммой знаний, важное значе­ние придается задаче научить школьников учиться, а психологически это означает — на­учить их хотеть учиться.

Это выдвигает на первый план принцип осознания процесса учения.

В современной школе многое делается для формирования у учащихся положительного отношения к учению. Одно из общепринятых направлений — использование в учебной дея­тельности игровых методов обучения. Однако тут нередко происходит перекос, когда учеба заменяется игрой. Приходится признать, что при этом интерес детей к учению не приобре­тает форму сознательного, активного познава­тельного процесса, который необходим для эффективного обучения в среднем звене.

Другой путь направлен на использование проблемно-развивающего обучения. Именно он помогает сделать принципиально важный шаг к формированию мотивов учения и позна­вательных интересов как внутренней характе­ристики самой учебной деятельности.

Основным принципом комплектования учащихся в школе является учет их возраст­ных особенностей. Однако многочисленные психологические исследования показали, что различия в психическом развитии у учащихся одного возраста бывают очень велики. Школь­ники, находящиеся в одинаковых условиях обучения, показывают различный уровень ус­воения нового материала. В степени усвоения знании проявляются типичные для учащихся, устойчивые особенности их психики. От этих особенностей зависит успешность учебной деятельности, возможность решать проблем­ные ситуации, оперировать полученными зна­ниями в новых условиях.

Для обеспечения успешности обучения всех учащихся необходимо учитывать инди­видуальные варианты развития. При этом важно помнить, что различия детей проявля­ются не только в уровне их развития, но и в продуктивности учебного труда. Все аспекты различий учащихся выдвигают на первый план принцип систематической работы над развитием всех учащихся. Каждому ребенку предоставляется возможность на уровне его возможностей и личного опыта провести на­блюдения, выделить общие признаки, произ­вести необходимые действия, завершить на­блюдения практическими действиями.

Анализируя стандарты начального обуче­ния, можно заметить, что достижение высоко­го уровня их выполнения невозможно без формирования теоретического мышления. Именно поэтому в современных условиях раз­вития системы надо помнить о значении прин­ципа ведущей роли теоретических знаний.

Сознательное усвоение знаний, их понима­ние всегда означает включение нового матери­ала в систему уже имеющихся знаний. Мысль может быть понята и усвоена только тогда, ког­да она входит в состав личного опыта ученика. Если мышление не достигло того уровня обоб­щения, который нужен для понимания нового материала, необходимо конкретизировать этот материал так, чтобы требуемые связи были ус­тановлены на ранних этапах обучения.

«Приобретение новых знаний, выполне­ние новых заданий строятся так, что возвра­щение к пройденному становится совершенно необходимым. Возвращаясь к пройденному, школьник в то же время делает существенный шаг вперед, ранее приобретенные знания предстают в другом виде» (4, С. 68). На каж­дом новом этапе обучения изученное понятие обогащается новым содержанием. Так на практике реализуется принцип быстрого тем­па изучения нового материала.

Страницы: 1 2 3 4


Статьи о педагогике:

Анализ и оценка опытно экспериментальной работы
III этап: на этом этапе подводился анализ всех мероприятий, проведенных с учениками по формированию у них познавательного интереса. Мы использовали ту же самую диагностику, чтобы посмотреть, какие изменения произошли в познавательном интересе у учащихся 2б класса, полученные результаты представлены ...

Диагностика уровня сформированности творческих способностей младших школьников
Для изучения творческих способностей детей младшего школьного возраста на базе МАОУ СОШ №31 города Ишима Тюменской области был проведен эксперимент. В эксперименте приняли участие учащиеся 2 «Е» и 2 «А» классов в количестве 22 человека. 2 «Е» составил экспериментальную группу, 2 «А» контрольную (по ...

Значение театрализованных игр в решении задач эстетического воспитания старших дошкольников
В педагогической теории игры особое внимание уделяется изучению игры как средства воспитания. Основополагающим является положение о том, что в дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание. Основное значение игры, связ ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru