Исследование проблемы развития социальной активности студента в воспитательной системе вуза

Перспективы образования » Развитие социальной активности студента в воспитательной системе вуза » Исследование проблемы развития социальной активности студента в воспитательной системе вуза

Страница 5

Признание детерминированности личности развития общественными процессами не означает, что человек является пассивным объектом воздействия внешних сил, «жертвой» обстоятельств. Он с самого начала активно вступает в общественные отношения, в системе которых он только и может развернуть заложенные в нём сущностные силы. Человек способен в определённых пределах активно конструировать социальную ситуацию развития своей личности, что часто требует многих лет напряжённой направленной деятельности.

Понятие «личность» включает в себя только социальные свойства и качества человека, к которым относятся речь, сознание, различные привычки и т.д. и которые делают его общественным существом. Понятие «личность» характеризует общественную сущность человека и обозначает совокупность его социальных свойств и качеств, которые он вырабатывает у себя прижизненно.

В педагогическом энциклопедии под редакцией В.В. Давыдова воспитательная система объединяет комплекс воспитательных целей; людей, их реализующих в процессе целенаправленной деятельности; отношений, возникающих между её участниками; освоенную среду и управленческую деятельность по обеспечению жизнеспособности.

В любом вузе воспитательная система должна реализоваться посредством объективного воспитательного процесса, которой представляет собой широкое, многостороннее взаимодействие с окружающей средой, прежде всего с педагогами, воспитателями.

Под воспитательной системой вуза мы понимаем организационно- функциональную структуру, возникающие в ходе успешной деятельности единого воспитательного коллектива по реализации общих целей воспитания личности, содержанием которой является формирование ценностного отношения к терминальным (духовным) и инструментальным (операциональным) ценностям, детерминирующие формирование личностей композиции социально- ценностных отношений и социального опыта студентов.

Основной задачей воспитательной системы вуза является социальное воспитание студентов, направленное на развитие социальной активности, появляющейся в развитии «вкуса» к социальной деятельности, в воспитании духа солидарности, способности подниматься над личными, эгоистическими замыслами.

Говоря об активном обучении, прежде всего, имеют в виду новые формы, методы и средства обучения, получившие название активных: проблемные лекции, семинары-дискуссии, разбор конкретных производственных ситуаций, методы математического моделирования с помощью ЭВМ, деловые игры. А в последние годы особым направлением внеучебной работы со студентами стало разработка и осуществление лидерских программ. Лидерство, необходимость развития лидерских качеств рассматриваются как одна из основных задач высшей школы, особенно в США. С 80-х годов XX столетия лидерство становится предметом социологических, психологических и экономических дисциплин, исследуются пути и способы развития лидерских качеств личности. Возникает целая «философия» лидерства. И обнаружилось, что внеучебная общественная работа создаёт оптимальные условия для формирования лидерских качеств молодого студента. И в этом случае лидерство означает «социальную активность», или «активную жизненную позицию». В первую очередь в такой позиции молодого специалиста заинтересованы работодатели. Она представляет собой некий гарант свежих идей, неординарных подходов, смелых решений и эти качества являются основанием для привития управленческих умений. Поэтому во всех университетах и колледжах США есть специальные отделы, предлагающие разнообразные лидерские программы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Статьи о педагогике:

Организация совместной трудовой деятельности младших школьников
Трудовая деятельность младших школьников является одним из видов воспитывающей деятельности. Её целью является формирование отношения младших школьников к труду, творчеству, к науке, книге, учению. Трудовая деятельность требует интеллектуальных усилий, анализа, размышления. В ней развиваются мыслит ...

Социально-педагогические предпосылки необходимости воспитания трудолюбия у детей дошкольного возраста
Программные задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста можно объединить в несколько групп. Первая группа включает задачи воспитания положительного отношения к труду взрослых, стремления оказывать им посильную помощь, заинтересованность в результатах труда. При этом у детей формируются п ...

Художественные средства модернизации развивающей среды в ДОУ
а) Конструкция и форма:Конструкция и форма помещений строится в нашей стране по типовым и индивидуальным проектам. Типы зданий и детских дошкольных учреждений имеют существенные различия между собой. Эти различия определяются и условиями строительства, и климатом, и особенностями местности. Более э ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru