Исследование проблемы развития социальной активности студента в воспитательной системе вуза

Перспективы образования » Развитие социальной активности студента в воспитательной системе вуза » Исследование проблемы развития социальной активности студента в воспитательной системе вуза

Страница 5

Признание детерминированности личности развития общественными процессами не означает, что человек является пассивным объектом воздействия внешних сил, «жертвой» обстоятельств. Он с самого начала активно вступает в общественные отношения, в системе которых он только и может развернуть заложенные в нём сущностные силы. Человек способен в определённых пределах активно конструировать социальную ситуацию развития своей личности, что часто требует многих лет напряжённой направленной деятельности.

Понятие «личность» включает в себя только социальные свойства и качества человека, к которым относятся речь, сознание, различные привычки и т.д. и которые делают его общественным существом. Понятие «личность» характеризует общественную сущность человека и обозначает совокупность его социальных свойств и качеств, которые он вырабатывает у себя прижизненно.

В педагогическом энциклопедии под редакцией В.В. Давыдова воспитательная система объединяет комплекс воспитательных целей; людей, их реализующих в процессе целенаправленной деятельности; отношений, возникающих между её участниками; освоенную среду и управленческую деятельность по обеспечению жизнеспособности.

В любом вузе воспитательная система должна реализоваться посредством объективного воспитательного процесса, которой представляет собой широкое, многостороннее взаимодействие с окружающей средой, прежде всего с педагогами, воспитателями.

Под воспитательной системой вуза мы понимаем организационно- функциональную структуру, возникающие в ходе успешной деятельности единого воспитательного коллектива по реализации общих целей воспитания личности, содержанием которой является формирование ценностного отношения к терминальным (духовным) и инструментальным (операциональным) ценностям, детерминирующие формирование личностей композиции социально- ценностных отношений и социального опыта студентов.

Основной задачей воспитательной системы вуза является социальное воспитание студентов, направленное на развитие социальной активности, появляющейся в развитии «вкуса» к социальной деятельности, в воспитании духа солидарности, способности подниматься над личными, эгоистическими замыслами.

Говоря об активном обучении, прежде всего, имеют в виду новые формы, методы и средства обучения, получившие название активных: проблемные лекции, семинары-дискуссии, разбор конкретных производственных ситуаций, методы математического моделирования с помощью ЭВМ, деловые игры. А в последние годы особым направлением внеучебной работы со студентами стало разработка и осуществление лидерских программ. Лидерство, необходимость развития лидерских качеств рассматриваются как одна из основных задач высшей школы, особенно в США. С 80-х годов XX столетия лидерство становится предметом социологических, психологических и экономических дисциплин, исследуются пути и способы развития лидерских качеств личности. Возникает целая «философия» лидерства. И обнаружилось, что внеучебная общественная работа создаёт оптимальные условия для формирования лидерских качеств молодого студента. И в этом случае лидерство означает «социальную активность», или «активную жизненную позицию». В первую очередь в такой позиции молодого специалиста заинтересованы работодатели. Она представляет собой некий гарант свежих идей, неординарных подходов, смелых решений и эти качества являются основанием для привития управленческих умений. Поэтому во всех университетах и колледжах США есть специальные отделы, предлагающие разнообразные лидерские программы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Статьи о педагогике:

Роль физического воспитания при освоении профессии
Нормальная полноценная жизнь достигается хорошим здоровьем. Здоровье - главная ценность жизни человека. Здоровье позволяет человеку сохранить больше бодрости, энергию, подвижность и достичь долголетия. Изучение состояния здоровья организованных коллективов во взаимосвязи с физическим воспитанием яв ...

Специфика ценностей российского общества
Многие ученые отмечают своеобразие исторического и социокультурного развития нашей страны, что связано не только с ее геополитическим положением, но и с культурой и менталитетом всего населения. Поэтому и смена ценностных идеалов у нас так же имеет свои индивидуальные черты. Как отмечают Лапин Н.И. ...

Использование дифференцированного подхода на уроках математики как основа формирования индивидуализма ребенка
Принимая во внимание индивидуальные особенности учащихся применяю технологию дифференциации. Дифференцированный подход – форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них значимых для учебного процесса общих качеств (уровня спо ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru