Исследование проблемы развития социальной активности студента в воспитательной системе вуза
Признание детерминированности личности развития общественными процессами не означает, что человек является пассивным объектом воздействия внешних сил, «жертвой» обстоятельств. Он с самого начала активно вступает в общественные отношения, в системе которых он только и может развернуть заложенные в нём сущностные силы. Человек способен в определённых пределах активно конструировать социальную ситуацию развития своей личности, что часто требует многих лет напряжённой направленной деятельности.
Понятие «личность» включает в себя только социальные свойства и качества человека, к которым относятся речь, сознание, различные привычки и т.д. и которые делают его общественным существом. Понятие «личность» характеризует общественную сущность человека и обозначает совокупность его социальных свойств и качеств, которые он вырабатывает у себя прижизненно.
В педагогическом энциклопедии под редакцией В.В. Давыдова воспитательная система объединяет комплекс воспитательных целей; людей, их реализующих в процессе целенаправленной деятельности; отношений, возникающих между её участниками; освоенную среду и управленческую деятельность по обеспечению жизнеспособности.
В любом вузе воспитательная система должна реализоваться посредством объективного воспитательного процесса, которой представляет собой широкое, многостороннее взаимодействие с окружающей средой, прежде всего с педагогами, воспитателями.
Под воспитательной системой вуза мы понимаем организационно- функциональную структуру, возникающие в ходе успешной деятельности единого воспитательного коллектива по реализации общих целей воспитания личности, содержанием которой является формирование ценностного отношения к терминальным (духовным) и инструментальным (операциональным) ценностям, детерминирующие формирование личностей композиции социально- ценностных отношений и социального опыта студентов.
Основной задачей воспитательной системы вуза является социальное воспитание студентов, направленное на развитие социальной активности, появляющейся в развитии «вкуса» к социальной деятельности, в воспитании духа солидарности, способности подниматься над личными, эгоистическими замыслами.
Говоря об активном обучении, прежде всего, имеют в виду новые формы, методы и средства обучения, получившие название активных: проблемные лекции, семинары-дискуссии, разбор конкретных производственных ситуаций, методы математического моделирования с помощью ЭВМ, деловые игры. А в последние годы особым направлением внеучебной работы со студентами стало разработка и осуществление лидерских программ. Лидерство, необходимость развития лидерских качеств рассматриваются как одна из основных задач высшей школы, особенно в США. С 80-х годов XX столетия лидерство становится предметом социологических, психологических и экономических дисциплин, исследуются пути и способы развития лидерских качеств личности. Возникает целая «философия» лидерства. И обнаружилось, что внеучебная общественная работа создаёт оптимальные условия для формирования лидерских качеств молодого студента. И в этом случае лидерство означает «социальную активность», или «активную жизненную позицию». В первую очередь в такой позиции молодого специалиста заинтересованы работодатели. Она представляет собой некий гарант свежих идей, неординарных подходов, смелых решений и эти качества являются основанием для привития управленческих умений. Поэтому во всех университетах и колледжах США есть специальные отделы, предлагающие разнообразные лидерские программы.
Статьи о педагогике:
Разработка элементов среды для развития детского изобразительного
творчества
Исследовательская работа была проведена на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 17 «Родничок» пос. Иноземцево. Это типовое здание расчитанное на 198 лиц. В детском саду функционируют: группы раннего возраста (3 группы); общеобразовательны ...
Разработка тренинга
Ключевые стадии разработки тренинга включают: 1) разработку идеи тренинга, 2) определение потребностей участников тренинга, 3) разработку программы тренингового занятия (или занятий), 4) подготовку материалов для проведения тренинга, 5) организацию программы тренинга, 6) оценка и анализ результатов ...
Особенности трудового процесса при освоении профессии «слесарь-ремонтник»
На предприятиях различных отраслей хозяйства сосредоточено великое множество различных машин и механизмов. Бесперебойная работа всех этих механизмов, а значит и выпуск продукции, зависит от слесарей-ремонтников. Слесари-ремонтники производят текущий, средний и капитальный ремонт, а также монтаж, пр ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования

