Исследование проблемы развития социальной активности студента в воспитательной системе вуза
В философских, социологических, педагогических исследованиях социальная и общественная активность чаще всего выступает как синонимы (Л.Н. Архангельский, Б.З. Вульфов, Т.Н. Мальковская, Г.Л. Смирнов, Э.В.Струков). Под общественной активностью В.Ф. Бехтерев понимает качество личности, проявляющееся в сознании необходимости общественно значимой деятельности и в готовности к этой деятельности, в умении действовать на общую пользу бескорыстно.
По мнению К.А. Абульхановой-Славской, общественная активность личности проявляется в её отношении к деятельности и состоит в способности выдвигать новые общественные задачи и дела, брать на себя ответственность за их решение и т.д. Социальная активность реализуется в виде социально- полезных действий под влиянием мотивов, стимулов и механизмов, которыми являются общественно-значимые потребности. Субъектом - носителем активности социальной выступает человек, социальная группа, различные общности. Активность социальная рассматривается как общественное свойство личности, развитие которой происходит через систему связей человека с окружающей средой в процессе познания, деятельности и общения. Благодаря своему динамичному образованию, активность социальная имеет различную степень проявления, которая зависит от соотношения между социальными обязанностями личности в общественно значимой деятельности и субъективными установками на деятельность.
М.В. Колесникова в своем диссертационном исследовании рассматривает социальную активность студента как свойство личности, позволяющее ему осуществлять реализацию различных социально значимых видов деятельности в процессе профессионального становления в целях изменения себя, окружающей среды, социума в соответствии с собственными позитивными ценностными ориентациями и задачами общественного развития.
Интерес учёных к теме активности человека связан с актуальностью данной проблемы. Социальная активность личности изучается на разных уровнях. Разрабатываются её: методологический аспект (К.А. Абульханова - Славская, Е.А. Ануфриев, Г.С Арефьева, Т.П. Богданова, Л.П. Буева, В.Г. Мордкович, и др.); социальный аспект (А.С. Капто, Т.С. Лапина и др.); психологический аспект (Б.Ф. Ломов, В.Г.Моралов и др.); педагогический аспект (А.Н. Ломов, Т.Н. Мальковская, В.А. Ситаров, В.А. Сластелин, Ю.П. Сокольников и др.).
Вопросами формирования социально активной личности будущего учителя занимались С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, Н.И. Балдырёв, Б.Т. Лихачёв, Т.Н. Мальковская, В.А.Сластелин и др.
Значительный вклад в разработку проблемы социальной активности студента внесли философы Е.А. Ануфриев, Г.С.Ануфриева, Л.М. Архангельский, Л.П. Буева, В.Х. Беленький, Ю.Е. Волков, А.В. Клюев, М.С. Каган, В.Г. Мордкович, М.А. Нугаев, В.Л. Смирнов, Л.П. Станкевич, Е.А. Якуба, В.А Ядов.
Если обратиться к истории, впервые известный русский философ, психиатр и педагог В.В. Зеньковской в своих исследованиях по социальному воспитанию акцентирует внимание на развитии «вкуса» к социальной деятельности, в воспитании духа солидарности, способности подыматься над личностными, эгоистическими замыслами. По Зеньковскому, при развитии социальной активности у детей необходимо создание психической склонности к активности, а не одного навыка социального взаимодействия. Развитие социальных сил ребёнка заключается в подготовке его к социальной жизни, с точки зрения социального идеала. Идея солидарности заключается в подготовке тех, кто будет решать социальные вопросы и развивать социальную взаимопомощь.
Статьи о педагогике:
Развитие ловкости
Ловкость — это способность человека быстро осваивать новые движения а также перестраивать свою двигательную деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. Оценить уровень развития ловкости очень трудно. Обычно его определяют либо по времени, необходимому для полного овла ...
Методика ознакомления дошкольников с единицами измерения
массы и приборами для измерения
Обучение детей умению различать предметы по массе связывается с развитием количественных представлений (подсчитать, сколько тяжелых или легких предметов, сколько разных по тяжести предметов в ряду и т.д.). В старшей группе можно использовать самые простые весы на рычаге с двумя чашками для проверки ...
Организация и проведение индивидуальных и групповых форм на уроках
математики
У многих маленьких учеников развивается чувство школьной тревожности, неуверенности и в себе, что временами приводит к нежеланию посещать школу, снижается интерес к познанию. Вот почему с первого дня учебы в школе необходимо создать такие условия, при которых ребенок «мог бы самоутвердиться, обрест ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования

