Исследование проблемы развития социальной активности студента в воспитательной системе вуза

Перспективы образования » Развитие социальной активности студента в воспитательной системе вуза » Исследование проблемы развития социальной активности студента в воспитательной системе вуза

Страница 2

В философских, социологических, педагогических исследованиях социальная и общественная активность чаще всего выступает как синонимы (Л.Н. Архангельский, Б.З. Вульфов, Т.Н. Мальковская, Г.Л. Смирнов, Э.В.Струков). Под общественной активностью В.Ф. Бехтерев понимает качество личности, проявляющееся в сознании необходимости общественно значимой деятельности и в готовности к этой деятельности, в умении действовать на общую пользу бескорыстно.

По мнению К.А. Абульхановой-Славской, общественная активность личности проявляется в её отношении к деятельности и состоит в способности выдвигать новые общественные задачи и дела, брать на себя ответственность за их решение и т.д. Социальная активность реализуется в виде социально- полезных действий под влиянием мотивов, стимулов и механизмов, которыми являются общественно-значимые потребности. Субъектом - носителем активности социальной выступает человек, социальная группа, различные общности. Активность социальная рассматривается как общественное свойство личности, развитие которой происходит через систему связей человека с окружающей средой в процессе познания, деятельности и общения. Благодаря своему динамичному образованию, активность социальная имеет различную степень проявления, которая зависит от соотношения между социальными обязанностями личности в общественно значимой деятельности и субъективными установками на деятельность.

М.В. Колесникова в своем диссертационном исследовании рассматривает социальную активность студента как свойство личности, позволяющее ему осуществлять реализацию различных социально значимых видов деятельности в процессе профессионального становления в целях изменения себя, окружающей среды, социума в соответствии с собственными позитивными ценностными ориентациями и задачами общественного развития.

Интерес учёных к теме активности человека связан с актуальностью данной проблемы. Социальная активность личности изучается на разных уровнях. Разрабатываются её: методологический аспект (К.А. Абульханова - Славская, Е.А. Ануфриев, Г.С Арефьева, Т.П. Богданова, Л.П. Буева, В.Г. Мордкович, и др.); социальный аспект (А.С. Капто, Т.С. Лапина и др.); психологический аспект (Б.Ф. Ломов, В.Г.Моралов и др.); педагогический аспект (А.Н. Ломов, Т.Н. Мальковская, В.А. Ситаров, В.А. Сластелин, Ю.П. Сокольников и др.).

Вопросами формирования социально активной личности будущего учителя занимались С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, Н.И. Балдырёв, Б.Т. Лихачёв, Т.Н. Мальковская, В.А.Сластелин и др.

Значительный вклад в разработку проблемы социальной активности студента внесли философы Е.А. Ануфриев, Г.С.Ануфриева, Л.М. Архангельский, Л.П. Буева, В.Х. Беленький, Ю.Е. Волков, А.В. Клюев, М.С. Каган, В.Г. Мордкович, М.А. Нугаев, В.Л. Смирнов, Л.П. Станкевич, Е.А. Якуба, В.А Ядов.

Если обратиться к истории, впервые известный русский философ, психиатр и педагог В.В. Зеньковской в своих исследованиях по социальному воспитанию акцентирует внимание на развитии «вкуса» к социальной деятельности, в воспитании духа солидарности, способности подыматься над личностными, эгоистическими замыслами. По Зеньковскому, при развитии социальной активности у детей необходимо создание психической склонности к активности, а не одного навыка социального взаимодействия. Развитие социальных сил ребёнка заключается в подготовке его к социальной жизни, с точки зрения социального идеала. Идея солидарности заключается в подготовке тех, кто будет решать социальные вопросы и развивать социальную взаимопомощь.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Статьи о педагогике:

Исследование мотивационной атмосферы
Сравнительный анализ результатов тестирования позволил выделить пять уровней мотивации учения математики: 1) Нулевой уровень. Характеризуется полным отсутствием интереса к предмету. Характерны отсутствие доминирующих мотивов изучение математики; 2) Низкий уровень. Характеризуется эпизодическим инте ...

Понятие методологии педагогики
Не только педагоги-практики, нередко за понятием “методология” видят нечто абстрактное, далекое от реальной жизни и от образовательной практики. Между тем методология – это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности. Есть и другие определения мет ...

Особенности использования драматической литературы для активизации познавательного интереса на уроках литературного чтения в начальных классах
Построить процесс обучения невозможно без знания индивидуальных, возрастных и психологических особенностей детей. Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (1-4 классы). В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Их выявлени ...

Меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru