Исследование проблемы развития социальной активности студента в воспитательной системе вуза
По мнению Е.А. Якуба, социальная активность выражает уровень реализации функциональных особенностей социальной общности, уровень общей социальности личности, ее внутренние потребности, уровень принятия ценностей общества. Она представляет собой единство социально-всеобщего, особенного и индивидуального в личности, единство объективного и субъективного. Социальная активность есть частная и высшая форма активности.
В.И. Овчинников отмечает, что в основе социальной активности лежат потребности личности, а все остальные категории, раскрывающие содержание и механизмы ее формирования (интересы, цели, установки, ориентации, стимулы, мотивы и т.д.), так или иначе, исходят из потребностей и выражают их.
Анализ научной литературы позволил нам утвердиться в мысли о том, что социальную активность необходимо рассматривать как интегрированное личностное качество, которое включает в себя два аспекта: социальный аспект – накопление социальных знаний, социальных умений, опыта социально значимой деятельности; личностный аспект – отраженный в потребностях, интересе, направленности (мотивах), эмоционально-ценностных переживаниях, рефлексии, в ответственном, позитивном отношении к социальной действительности. Личность реализует свою социальность через активность, направленную в различные сферы общественно значимой деятельности, в процессе которой происходит ее становление.
В определении сущности социальной активности большое значение имеет определение ее компонентов. Исследователи (К.А. Абульханова-Славская, Т.А. Ильина, Л.А. Лиферов, Т.Н. Мальковская, М.А. Румянцева и др.) выделяют разнообразное количество компонентов социальной активности. Л.А. Лиферов выделяет следующие компоненты социальной активности: социальная направленность (потребности, интересы, мотивы, ценностные ориентации, мировоззрение и т.д.), социально значимые качества личности (коллективизм, дисциплинированность и др.) . Т.А. Ильина среди компонентов выделяет: социальную направленность интересов и устремлений личности, добавляя к нему еще один: активная деятельность по реализации этой направленности на практике. М.А. Румянцева выделяет три компонента социальной активности: ценностные ориентации, социальная деятельность, социальная позиция.
Проанализировав научную литературу о структурных компонентах социальной активности, мы попытались вычленить следующую структуру социальной активности:
– потребность в деятельности, реализуемая в различных видах и определяющая ее активность;
– интересы, представляющие собой личностные образования, интегрирующие рациональное и эмоциональное начала;
– направленность человека на предмет и явления действительности, а также и мотивы его действий, ответственное к ней отношение.
В качестве регулятора структуры социальной активности представляют те образования, которые являются производными от органических составляющих ядра, то есть социальные знания, умения, опыт социально значимой деятельности, эмоционально-ценностные переживания, рефлексия, ее интересы, потребности и мотивы. Все структурные компоненты социальной активности личности взаимозависимы и взаимообусловлены, поэтому она является целостным, интегрированным качеством личности, определяющим ее роль, место и положение в обществе.
Термин «личность» широко используется в обыденной речи и является одним из центральных понятий философии, этики, социологии, права, психиатрии и других наук. В философии с понятием «личность» связывается наиболее глубокая сущность человеческого рода и в то же время наиболее существенные индивидуальные особенности конкретного человека. Природа этой сущности трактуется по-разному, но чаще всего соотносится с характером общественных отношений, которое связывают людей между собой.
Статьи о педагогике:
Влияние субкультуры на социальное воспитание личности
Социализация – непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно он протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отклонения, формируется мотивация соц ...
Анализ результатов патриотического воспитания старших дошкольников ДОУ
«Солнышко» после проведения занятий с использованием средств фольклора
После проведения формирующего этапа опытно-поисковой работы была проведена повторная диагностика патриотического воспитания старших дошкольников. Цель: выявить уровень патриотического воспитания старших дошкольников после проведенных занятий формирующего этапа опытно-поисковой работы. Задачи: 1. Пр ...
Применение дидактических игр на уроках биологии
дидактический игра урок биология Где бы мы ни были, нас повсюду окружают животные и растения. Но изучать биологию – не значит только знакомиться с видовым составом флоры и фауны, знать отдельных представителей. Это изучение большого количества понятий и определений, законов и закономерностей. Сдела ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования