Исследование проблемы развития социальной активности студента в воспитательной системе вуза
Понятие «социальная активность» сегодня трактуется в широком и узком смыслах. Под социальной активностью в широком и узком смыслах понимается качество, отражающее уровень социальности личности, т.е. её связи с социальным целым, готовность действовать в интересах общества, глубина принятия общественных интересов, а в узком смысле под социальной активностью понимается качество личности, выражающее её связи с определённой социальной общностью. В нашем исследовании категория «социальной активности» рассматривается в узком смысле.
В работах К.А. Абульхановой-Славской, Е.А. Ануфриева, А.Н. Леонтьева, А.В. Мудрика, Т.Н. Мальковской, В.А. Петровского, С.Л. Рубинштейна и др. раскрывается природа и сущность феномена социальной активности, ее структура и общие закономерности развития.
Особенности развития социальной активности студентов вуза определяются, с одной стороны, их принадлежностью к юношеству, с другой - особенностью такой социальной группы как студенчество, с третьей- спецификой получаемой профессии и связанной с ней спецификой обучения в вузе. Студенчество является социальной группой, осуществляющей в процессе учебной деятельности подготовку к высококвалифицированной профессиональной деятельности. Содержание студенческой активности заключается в направленности деятельности молодых людей, которая определяется характером задач, решаемых обществом в различные периоды. Студенту присуща специфическая направленность познавательной и коммуникативной активности на решение конкретных профессионально- ориентированных задач.
По определению В.А. Смирнова, социальная активность есть мера, «выражающая характер, масштабы проводимых в ходе и вследствие этой деятельности изменений в среде и в самой личности».
Под социальной активностью В.Ф. Титов понимает степень реализации потенциальных возможностей, сущностных сил и способностей личности в общественно полезной деятельности, выраженной в конкретных результатах по преобразованию социально-природной среды. В.Г. Мордкович отмечает, что содержательная сторона данного понятия состоит в том, что социальная активность есть существенное социальное качество человека, его «деятельная сущность». Объективируясь, проявляясь как самодеятельность (свободная сознательная, заинтересованная), деятельность человека, социальная активность обретает статус явления социальной действительности.
Определений социальной активности можно привести множество. Среди перечисленных определений отмечаются общие тенденции: активность есть качество личности как субъекта деятельности, а социальность подчеркивает ее направленность на деятельность и ее общественную значимость.
Таким образом, в контексте нашего исследования социальная активность – сложное интегрированное качество личности, проявляющееся в инициативной, направленной, социально значимой деятельности и готовности действовать в интересах социальной общности.
Сущность социальной активности состоит в творческом отношении к миру, которое объективируется в положительной деятельности. Данной точки зрения придерживаются многие ученые. Например, Е.А. Ануфриев определяет социальную активность как сознательное, творческое отношение к жизни, как глубокую и полную самореализацию личности. Следовательно, творческое отношение к жизни предполагает наличие у личности таких черт, как высокая культура и нравственность, знания и мировоззрение. Л.М. Архангельский рассматривает социальную активность как цель и средство развития личности и как активность творческую.
Статьи о педагогике:
Логопедическая работа по формированию словаря у детей с ОНР
Развитие речи, включающее умение правильно произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно употреблять слова, строить фразу и т.д., одна из главных задач, стоящих перед дошкольным учреждением. Развитие речи при ОНР в ряде случаев идет на фоне нарушения деятельности це ...
Виды тестов по иностранному языку
иностранный тестирование речевой С развитием и популяризацией тестирования как формы контроля исследуются возможности различных видов тестов. При существующем разнообразии тестов возникает необходимость в их классификации, позволяющей по одному из критериев выбрать вид теста, наиболее соответствующ ...
Работа с воспитателями
Для развития словарного запаса воспитателям можно порекомендовать проводить периодически физкультурные минутки(примеры приведены ниже). 1. Звериная зарядка. Раз - присядка, Два - прыжок. Это заячья зарядка. А лисята как проснуться кулачками потереть глаза Любят долго потянуться потянуться Обязатель ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования