Развитие скоростно-силовых качеств

Страница 1

Под скоростно-силовыми качествами понимается способность человека к проявлению предельных или около предельных усилий в кратчайший промежуток времени при сохранении оптимальной амплитуды движений. Скоростно-силовые качества в настоящее время рассматриваются не как производное от силы и быстроты, а как самостоятельное двигательное качество человека, требующее адекватных, присущих ему средств и методов развития.

Для развития скоростно-силовых качеств у детей школьного возраста используются упражнения с внешними отягощениями (гантеля, набивные мячи и т. п.) и упражнения с преодолением массы собственного тела.

Скоростно-силовые упражнения выполняются в неравномерном ритме, где подготовительные движения до приложения основного усилия производятся несколько замедленно, а основное движение, связанное с приложением максимального усилия, — с предельной скоростью. Например, сгибание рук в упоре — медленно, а разгибание — быстро. Медленный замах при броске мяча сопровождается предельной скоростью метания и т. п.

В большинстве упражнений скоростно-силового характера отягощением служит собственная масса тела ученика (различные виды бега и прыжков, отжимание, подтягивание и т. ,п.), и в них величина отягощения дозируется лишь изменением исходного положения, например отжимания в упоре лежа от опоры различной высоты, подтягивания на наклонной (под различным углом) гимнастической скамейке.

Нагрузка в этих упражнениях дозируется количеством повторений, а также длительностью работы и отдыха.

Упражнения для развития скоростно-силовых качеств (отягощением является собственная масса тела).

Для успешного развития скоростно-силовых качеств величина отягощения должна составлять не менее 40—70% максимальных силовых возможностей, проявляемых в конкретном движении или двигательном действии . Поэтому в ряде случаев, чтобы добиться необходимой нагрузки, внешнее отягощение следует использовать не только в упражнениях для рук, но и для туловища. Например, в положении стоя — разгибание туловища, в положении лежа — сгибание и разгибание туловища. Здесь в качестве внешнего отягощения применяются мячи, мешки с песком и т. п.

В системе средств скоростно-силовой подготовки наряду с упражнениями с отягощениями в последнее время получили широкое распространение «ударные» упражнения. Суть этих упражнений состоит в том, что для проявления скоростно-силовых качеств используется кинетическая энергия падения тела или тренировочного снаряда . Например, бег прыжками, прыжок вверх после прыжка в глубину, подбрасывание (метание) падающего (летящего) снаряда и т. п.

Величина ударной нагрузки определяется подготовленностью ребенка и подбирается эмпирически, однако преимущество следует всегда отдавать большей высоте свободного падения, нежели массе отягощения. Нагрузка должна быть подобрана так, чтобы она обеспечивала развитие значительного динамического усилия без замедления переключения мышц с уступающей работы на преодолевающую. В ударных упражнениях следует стремиться к минимальному амортизационному пути и как можно более мощному последующему напряжению. Например, экспериментально установлено, что оптимальная глубина прыжка для девочек 9—10 лет составляет 18 см. С возрастом она увеличивается.

Скоростно-силовые упражнения выполняются с максимальным усилием, стремлением как можно скорее сообщить предельное ускорение снаряду. Упражнения со снарядами малой массы проделываются в быстром темпе, который постепенно снижается до среднего по мере увеличения массы отягощения. Количество повторений в одной серии в зависимости от подготовленности ученика и мощности развиваемых усилий колеблется в пределах 6—12 повторений. Упражнения выполняются непрерывно или с кратковременной паузой. Оптимальная пауза отдыха сериями составляет 2—5 мин, а количество серий не должно превышать 3—6.

Скоростно-силовая подготовка школьников практически осуществляется на протяжении всего учебного года с небольшим перерывом на зимний период, когда учащиеся проходят раздел лыжной подготовки. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств предлагаются учащимся в первой половине основной части урока Это могут быть упражнения-задания, станционные занятия или дополнительные упражнения, а также подвижные игры и эстафеты с упражнениями скоростно-силового характера. Учитывая то, что уроки легкой атлетики проводятся, главным образом, групповым методом очень важно использовать перерывы на отдых, заменяя их дополнительными упражнениями со скоростно-силовой направленностью. Например, при изучении техники бега и метания учащимся 5 класса может быть предложен следующий комплекс дополнительных скоростно-силовых упражнений (рис. 1).

Страницы: 1 2


Статьи о педагогике:

Особенности работы школы с многодетной семьей
По мнению Ю.П. Азарьева работу с многодетной семьей школа, а если быть точнее, то социальный педагог начинает с её изучения. Рассмотрим проблемы многодетных семей, с которыми чаще всего сталкивается школа и социальный педагог. Это могут быть многодетные семьи, где ребенок может жить в постоянных сс ...

Основные категории психологии: индивид, личность, индивидуальность, субъект
Индивидом - представитель человеческого рода, имеющий определенные генетические, врожденные данные, психофизиологическую организацию. К индивидным характеристикам человека относятся динамические врожденные качества: темп и скорость реакций, своеобразные активности, реактивности и ригидности. Индиви ...

Развивающая среда и художественное творчество дошкольников
В детском саду ребенок проводит большую часть времени. Здесь он может и должен получить удовлетворение всех своих духовных потребностей, в том числе и потребности художественной деятельности. Конечно, не все время и не все дети стремятся заняться искусством или художественным творчеством, но для те ...

Меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru