Развитие скоростно-силовых качеств

Страница 1

Под скоростно-силовыми качествами понимается способность человека к проявлению предельных или около предельных усилий в кратчайший промежуток времени при сохранении оптимальной амплитуды движений. Скоростно-силовые качества в настоящее время рассматриваются не как производное от силы и быстроты, а как самостоятельное двигательное качество человека, требующее адекватных, присущих ему средств и методов развития.

Для развития скоростно-силовых качеств у детей школьного возраста используются упражнения с внешними отягощениями (гантеля, набивные мячи и т. п.) и упражнения с преодолением массы собственного тела.

Скоростно-силовые упражнения выполняются в неравномерном ритме, где подготовительные движения до приложения основного усилия производятся несколько замедленно, а основное движение, связанное с приложением максимального усилия, — с предельной скоростью. Например, сгибание рук в упоре — медленно, а разгибание — быстро. Медленный замах при броске мяча сопровождается предельной скоростью метания и т. п.

В большинстве упражнений скоростно-силового характера отягощением служит собственная масса тела ученика (различные виды бега и прыжков, отжимание, подтягивание и т. ,п.), и в них величина отягощения дозируется лишь изменением исходного положения, например отжимания в упоре лежа от опоры различной высоты, подтягивания на наклонной (под различным углом) гимнастической скамейке.

Нагрузка в этих упражнениях дозируется количеством повторений, а также длительностью работы и отдыха.

Упражнения для развития скоростно-силовых качеств (отягощением является собственная масса тела).

Для успешного развития скоростно-силовых качеств величина отягощения должна составлять не менее 40—70% максимальных силовых возможностей, проявляемых в конкретном движении или двигательном действии . Поэтому в ряде случаев, чтобы добиться необходимой нагрузки, внешнее отягощение следует использовать не только в упражнениях для рук, но и для туловища. Например, в положении стоя — разгибание туловища, в положении лежа — сгибание и разгибание туловища. Здесь в качестве внешнего отягощения применяются мячи, мешки с песком и т. п.

В системе средств скоростно-силовой подготовки наряду с упражнениями с отягощениями в последнее время получили широкое распространение «ударные» упражнения. Суть этих упражнений состоит в том, что для проявления скоростно-силовых качеств используется кинетическая энергия падения тела или тренировочного снаряда . Например, бег прыжками, прыжок вверх после прыжка в глубину, подбрасывание (метание) падающего (летящего) снаряда и т. п.

Величина ударной нагрузки определяется подготовленностью ребенка и подбирается эмпирически, однако преимущество следует всегда отдавать большей высоте свободного падения, нежели массе отягощения. Нагрузка должна быть подобрана так, чтобы она обеспечивала развитие значительного динамического усилия без замедления переключения мышц с уступающей работы на преодолевающую. В ударных упражнениях следует стремиться к минимальному амортизационному пути и как можно более мощному последующему напряжению. Например, экспериментально установлено, что оптимальная глубина прыжка для девочек 9—10 лет составляет 18 см. С возрастом она увеличивается.

Скоростно-силовые упражнения выполняются с максимальным усилием, стремлением как можно скорее сообщить предельное ускорение снаряду. Упражнения со снарядами малой массы проделываются в быстром темпе, который постепенно снижается до среднего по мере увеличения массы отягощения. Количество повторений в одной серии в зависимости от подготовленности ученика и мощности развиваемых усилий колеблется в пределах 6—12 повторений. Упражнения выполняются непрерывно или с кратковременной паузой. Оптимальная пауза отдыха сериями составляет 2—5 мин, а количество серий не должно превышать 3—6.

Скоростно-силовая подготовка школьников практически осуществляется на протяжении всего учебного года с небольшим перерывом на зимний период, когда учащиеся проходят раздел лыжной подготовки. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств предлагаются учащимся в первой половине основной части урока Это могут быть упражнения-задания, станционные занятия или дополнительные упражнения, а также подвижные игры и эстафеты с упражнениями скоростно-силового характера. Учитывая то, что уроки легкой атлетики проводятся, главным образом, групповым методом очень важно использовать перерывы на отдых, заменяя их дополнительными упражнениями со скоростно-силовой направленностью. Например, при изучении техники бега и метания учащимся 5 класса может быть предложен следующий комплекс дополнительных скоростно-силовых упражнений (рис. 1).

Страницы: 1 2


Статьи о педагогике:

Предложение по подготовке к защите творческих проектов
Опыт участия в проведение областных олимпиад по технологии свидетельствую о том, что в процессе подготовки школьников к защите творческого проекта, зачастую, недостаточное внимание уделяется содержанию презентации и качеству ее оформления. В результате оценка защиты проекта снижается из-за невозмож ...

Психолого-педагогическая характеристика слабослышащих детей старшего дошкольного возраста
Выделяют три основные группы детей с нарушениями слуха: глухих, слабослышащих (тугоухих) и позднооглохших. Глухие дети имеют глубокое стойкое двустороннее нарушение слуха, которое может быть наследственным, врожденным или приобретенным в раннем детстве - до овладения речью. Если глухих детей не обу ...

Определение эффективности театрализованной игры как средства эстетического воспитания дошкольников
Для определения эффективности театрализованной игры как средства эстетического воспитания дошкольников мы провели контрольный эксперимент. Для этого использовали беседу об эстетических представлениях (А.Д. Кошелевой). Результаты беседы представлены в таблице 4. Проанализировав ответы детей можно от ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru