Система обучающих упражнений, направленная на развитие речи во внеклассной работе
Света побольше на землю послать.
(Е. Аксельрод "Ночью")
Улетела злая вьюга. По лугам несутся смело,
Принесли тепло грачи. По тропинкам, на поля.
Побежали друг за другом Зацвела, похорошела
Беспокойные ручьи. Отдохнувшая земля.
(А. Усанова.)
Ночь стоит в лесу густом. За Лисицыным хвостом .
Слышен шорох под кустом: За мамашею-лисицей
Ходят хвостиком лисята Дети ходят вереницей.
(В. Орлов "Лисий хвост")
Затем ученикам предлагается плакат с рисунками разных предметов. Ученики должны назвать лишь те предметы, к которым можно дать две подписи: луна - месяц, доктор - врач, собака - пес, бегемот - гиппопотам.
К словам карандаш, стол и дерево, рисунки которых также даны на плакате, синонимы подобрать нельзя. Запомните, что не каждое слово можно заменить близким по значению.
Если слово имеет несколько значений, то разные значения можно заменить разными синонимами: мальчик бежит (мчится, несется), река бежит (течет, струится).
Попытайтесь найти нужное слово для замены в таких примерах: самолёт сел (приземлился) - солнце село (зашло, закатилось), держать в секрете (в тайне) - быть в секрете (в дозоре), злая старуха (сердитая) - злая зима (холодная, суровая).
"Твердый знак"
Первоклассница Таня никак не может запомнить название буквы "Ъ".
- Таня, это твердый знак. Повтори.
- Твердый знак. Через несколько минут.
- Таня, какой же это знак?
- Крепкий.
- Не крепкий, а твердый. Запомнила?
- Да. Это твердый знак. Еще через несколько минут.
-Таня, какой же это знак? - Жесткий.
Задание: Можно ли заменить в этом случае слово твердый синонимами? Замените близкими по значению прилагательными слова: твердое (яблоко), твердое (мясо), твердые (знания).
Употребляя синонимы, мы избегаем повторения одних и тех же слов в предложении, в рассказе и точнее выражаем свою мысль.
В заключение занятия учитель организует наблюдение над употреблением синонимов в сказке Н. Сладкова "Художник-Зима".
Упражнения на закрепление:
1. Работа по сказке Мамина-Сибиряка "Сказка про храброго зайца- длинные уши, косые глаза, короткий хвост".
Один ученик так рассказывал сказку о храбром Зайце: "Никого я не боюсь! - крикнул Заяц на весь лес. - Вот не боюсь нисколько, и все тут! Прибежали старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, прибежали старые зайчихи - все слушают, как хвастается Заяц ."
Задание: Так ли написано у автора? Какими словами он пользуется, рассказывая о приходе старых зайцев, маленьких зайчат, старых зайчих? Какой недостаток в рассказе? Как его нужно устранить?
2. Восстановите по тексту сказки пропущенные слова: "Это уже выходило совсем забавно. .молодые зайчата, прикрыв мордочки передними лапами, .добрые старушки зайчихи, .старые зайцы, побывавшие в лапах у лисицы и отведавшие волчьих зубов".
Задание: Почему автор взял разные глаголы-синонимы? Можно ли их поменять как-нибудь местами? Почему?
Выводы:
Синонимы - это слова, которые по-разному называют один и тот же предмет (грусть - печаль), один и тот же признак (грустный - печальный), одно и то же действие (грустить - печалиться).
Синонимов в одном ряду может быть два, три и больше (печальный - невеселый - грустный; смелый - бесстрашный - храбрый - мужественный - отважный).
Чем больше человек знает слов-синонимов, тем точнее он выражает свою мысль.
III. Работа над антонимами.
Ход занятия 1:
Интересные слова в русском языке! Есть слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению. Как называются такие слова? Есть слова, которые об одном и том же говорят по-разному. Что это за слова? А есть слова с противоположным значением.
Задание: Попытайтесь отгадать загадки и найти в них такие слова.
Далеко мой стук слышится вокруг.
Червякам я враг, а деревьям друг. (Дятел.)
Статьи о педагогике:
Понятие о взаимоотношениях в детском возрасте
Сфера межличностных отношений чрезвычайно широка. Она охватывает практически весь диапазон существования человека, от его отношений к большим группам до интимных, диодных отношений. Можно утверждать, что человек, даже будучи в совершенном одиночестве, продолжает опираться в своих действиях и мыслях ...
Основные направления развития педагогической науки и ее взаимосвязи с
практикой
Перестройка и обновление нашего общества затрагивают все области его материальной и духовной жизни. Не является исключением и педагогическая наука. Ее общественное значение определяется тем реальным вкладом, который она может внести в решение проблем реформы высшей и средней школы, в научно-мето ...
Анализ программы развития коммуникативных способностей младших школьников
на уроке риторики
Взрослые обычно не испытывают трудностей в общении с детьми когда необходимо просто показать, как использовать ножницы или объяснить, насколько опасны машины, но намного сложнее общаться, когда в действие вступают чувства ребенка или ваши собственные. И поэтому создание программы по развитию коммун ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования

