Система обучающих упражнений, направленная на развитие речи во внеклассной работе

Перспективы образования » Внеклассная работа по русскому языку в начальной школе » Система обучающих упражнений, направленная на развитие речи во внеклассной работе

Страница 6

Света побольше на землю послать.

(Е. Аксельрод "Ночью")

Улетела злая вьюга. По лугам несутся смело,

Принесли тепло грачи. По тропинкам, на поля.

Побежали друг за другом Зацвела, похорошела

Беспокойные ручьи. Отдохнувшая земля.

(А. Усанова.)

Ночь стоит в лесу густом. За Лисицыным хвостом .

Слышен шорох под кустом: За мамашею-лисицей

Ходят хвостиком лисята Дети ходят вереницей.

(В. Орлов "Лисий хвост")

Затем ученикам предлагается плакат с рисунками разных предметов. Ученики должны назвать лишь те предметы, к которым можно дать две подписи: луна - месяц, доктор - врач, собака - пес, бегемот - гиппопотам.

К словам карандаш, стол и дерево, рисунки которых также даны на плакате, синонимы подобрать нельзя. Запомните, что не каждое слово можно заменить близким по значению.

Если слово имеет несколько значений, то разные значения можно заменить разными синонимами: мальчик бежит (мчится, несется), река бежит (течет, струится).

Попытайтесь найти нужное слово для замены в таких примерах: самолёт сел (приземлился) - солнце село (зашло, закатилось), держать в секрете (в тайне) - быть в секрете (в дозоре), злая старуха (сердитая) - злая зима (холодная, суровая).

"Твердый знак"

Первоклассница Таня никак не может запомнить название буквы "Ъ".

- Таня, это твердый знак. Повтори.

- Твердый знак. Через несколько минут.

- Таня, какой же это знак?

- Крепкий.

- Не крепкий, а твердый. Запомнила?

- Да. Это твердый знак. Еще через несколько минут.

-Таня, какой же это знак? - Жесткий.

Задание: Можно ли заменить в этом случае слово твердый синонимами? Замените близкими по значению прилагательными слова: твердое (яблоко), твердое (мясо), твердые (знания).

Употребляя синонимы, мы избегаем повторения одних и тех же слов в предложении, в рассказе и точнее выражаем свою мысль.

В заключение занятия учитель организует наблюдение над употреблением синонимов в сказке Н. Сладкова "Художник-Зима".

Упражнения на закрепление:

1. Работа по сказке Мамина-Сибиряка "Сказка про храброго зайца- длинные уши, косые глаза, короткий хвост".

Один ученик так рассказывал сказку о храбром Зайце: "Никого я не боюсь! - крикнул Заяц на весь лес. - Вот не боюсь нисколько, и все тут! Прибежали старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, прибежали старые зайчихи - все слушают, как хвастается Заяц ."

Задание: Так ли написано у автора? Какими словами он пользуется, рассказывая о приходе старых зайцев, маленьких зайчат, старых зайчих? Какой недостаток в рассказе? Как его нужно устранить?

2. Восстановите по тексту сказки пропущенные слова: "Это уже выходило совсем забавно. .молодые зайчата, прикрыв мордочки передними лапами, .добрые старушки зайчихи, .старые зайцы, побывавшие в лапах у лисицы и отведавшие волчьих зубов".

Задание: Почему автор взял разные глаголы-синонимы? Можно ли их поменять как-нибудь местами? Почему?

Выводы:

Синонимы - это слова, которые по-разному называют один и тот же предмет (грусть - печаль), один и тот же признак (грустный - печальный), одно и то же действие (грустить - печалиться).

Синонимов в одном ряду может быть два, три и больше (печальный - невеселый - грустный; смелый - бесстрашный - храбрый - мужественный - отважный).

Чем больше человек знает слов-синонимов, тем точнее он выражает свою мысль.

III. Работа над антонимами.

Ход занятия 1:

Интересные слова в русском языке! Есть слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению. Как называются такие слова? Есть слова, которые об одном и том же говорят по-разному. Что это за слова? А есть слова с противоположным значением.

Задание: Попытайтесь отгадать загадки и найти в них такие слова.

Далеко мой стук слышится вокруг.

Червякам я враг, а деревьям друг. (Дятел.)

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Статьи о педагогике:

Педагогические условия развития внимания первоклассников
Задачами данного параграфа являются: 1. Обосновать выбор педагогических условий, способствующих развитию внимания и наблюдательности первоклассников. 2. Описать критерии уровней сформулированности внимания у первоклассников. Мы утверждали, что проведение экскурсий во внеурочное время будет способст ...

Первый этап развития географии городов России
Начало отечественной географии городов положил труд К.И.Арсеньева “Гидрографическо-статистическое описание городов Российской империи с показанием всех перемен, происшедших в составе и числе оных в течение двух веков от начала P/II столетия и доныне”, опубликованный в 8 выпусках “Журнала Министерст ...

Использование дидактических игр на начальном этапе обучения
Дидактические игры помогают сделать процесс обучения иностранному языку интересным и творческим. Они дают возможность создать атмосферу увлеченности и снимают усталость у детей. В любой вид деятельности на уроке иностранного языка можно внести элементы игры, и тогда даже самое скучное занятие приоб ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru