Система обучающих упражнений, направленная на развитие речи во внеклассной работе

Перспективы образования » Внеклассная работа по русскому языку в начальной школе » Система обучающих упражнений, направленная на развитие речи во внеклассной работе

Страница 7

(Б. Тимофеев)

Как столкнутся - стук да стук!

Тишину вспугнут вокруг.

Толстый тонкого побьет -

Тонкий что-нибудь прибьет. (Молоток и гвоздь.)

(А. Рождественская)

Слова с противоположным значением (враг - друг, толстый - тонкий) называются антонимами.

Задание: Подберите антонимы к следующим словам: горе, конец, свет, жара, утро, новый, длинный, узкий, добрый, поднимать, бездельничать, радоваться, приходить.

Как видите, антонимами могут быть и существительные, и прилагательные, и глаголы. Назовите свои примеры.

Задание: А теперь выпишите из рассказа Л. Толстого "Лебеди" два предложения, в которых есть антонимы. (Лебеди стадом летели из холодной стороны в теплые земли; Они летели день и ночь.)

Послушайте следующий рассказ и попытайтесь закончить его: Долго я был плохим учеником. Тетради у меня были грязные, писал я небрежно. Грустно я плелся домой после уроков. Мама всегда огорчалась, когда видела мой дневник. Надоело мне все это. Что я, хуже других? Стал внимательным, старательным. И вот уже я считаюсь .

Чтобы продолжить рассказ, возьмите его начало, замените выделенные слова противоположными по значению. (Начало рассказа предварительно написано на доске, и учитель вместо выделенных слов записывает другие - антонимы, изменяя также некоторые формы, если это необходимо.)

Как видите, один и тот же человек в разное время может оказаться то веселым, то грустным, то аккуратным, то небрежным. А может ли какой-нибудь предмет в одно и то же время быть глубоким и мелким, высоким и низким, далеким и близким? Прежде чем ответить на этот вопрос, помогите разрешить спор между отцом и сыном.

Вьется синяя река, Так мелка иль глубока?

Убегает к морю. Как же быть нам с нею?

Говорит отец: До колен отцу река,

- Мелка! Ну а мне - по шею.

- Глубока! - я спорю.

(П. Ребров. "Кто прав?")

Кто же прав? Оказывается, оба правы, каждый по-своему.

Задание: Найдите в стихотворении слова с противоположным значением. Как мы называем такие слова?

Упражнения на закрепление:

1. Какие слова-антонимы встречаются в этом стихотворении?

Ручейку говорила река:

- Ты узок, а я . .

Ты мелок, а я . !

Об одном позабыла река –

Что она началась с . .

(В. Данько "Река и ручеек")

2. Скажите пословицы, вставив вместо точек нужное слово. Как называются такие слова?

. пенек опрокидывает . воз.

Даже самое . дерево выросло из . семени.

. дело лучше . безделья.

Ход занятия 2:

На прошлом занятии мы узнали, что не к каждому слову можно подобрать антоним. А есть такие слова, к которым можно подобрать не одно, а несколько слов, противоположных по смыслу. Попробуем это сделать и попытаемся ответить на вопрос, почему так получается.

Мелкий пруд - . пруд. Мелкий дождь - . дождь. Свежий хлеб - . хлеб. Свежий огурец - . огурец. Свободный стул - . -стул. Свободная обувь - . обувь. Сладкое яблоко - . яблоко. Сладкое лекарство - . лекарство.

Значит, несколько антонимов можно подобрать тогда, когда слово имеет не одно, а несколько значений. Многие слова имеют один антоним.

Задание: Вы хорошо помните стихотворение В. Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо". Назовите антонимы, которые встретились в заглавии. Что в человеке плохо и что хорошо: трудолюбие или лень, трусость или смелость, вежливость или грубость, скупость или щедрость?

Когда мы читаем рассказы или стихи, где сравниваются разные времена, разные люди, разные события, то в этих рассказах или стихах часто встречаются слова с противоположным значением. Антонимы часто встречаются в пословицах и поговорках, например: Кто хочет много знать, тому надо мало спать. Полный колос к земле клонится, а пустой к небу тянется. За маленьким погнался, а большое потерял, Какие слова с противоположным значением употреблены в этих пословицах? Как вы их понимаете?

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9


Статьи о педагогике:

Этапы усложнения видов экспериментирования в зависимости от возраста дошкольников
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. · В младшем дошкольном возрасте: – Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога); – Активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом); – Способность пристальному и целена ...

Система эвристических методов Г.Д. Балка
Система эвристических приемов Г.Д. Балка имеет в своей основе некоторые методы, рассмотренные выше, такие как введение вспомогательных неизвестных, преобразование задачи в равносильную ей, разбиение задачи на подзадачи. Однако, помимо того, важными для эвристических рассуждений автор считает методы ...

Формирование у школьников потребности в личном физическом совершенствовании
Одна из основных задач физического воспитания в школе - формирование у школьников потребности в личном физическом совершенствовании. Достижение этой цели возможно лишь при решении ряда промежуточных задач: воспитания у школьников устойчивого интереса к физической культуре, формирования у них навыко ...

Меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru