Система обучающих упражнений, направленная на развитие речи во внеклассной работе

Перспективы образования » Внеклассная работа по русскому языку в начальной школе » Система обучающих упражнений, направленная на развитие речи во внеклассной работе

Страница 7

(Б. Тимофеев)

Как столкнутся - стук да стук!

Тишину вспугнут вокруг.

Толстый тонкого побьет -

Тонкий что-нибудь прибьет. (Молоток и гвоздь.)

(А. Рождественская)

Слова с противоположным значением (враг - друг, толстый - тонкий) называются антонимами.

Задание: Подберите антонимы к следующим словам: горе, конец, свет, жара, утро, новый, длинный, узкий, добрый, поднимать, бездельничать, радоваться, приходить.

Как видите, антонимами могут быть и существительные, и прилагательные, и глаголы. Назовите свои примеры.

Задание: А теперь выпишите из рассказа Л. Толстого "Лебеди" два предложения, в которых есть антонимы. (Лебеди стадом летели из холодной стороны в теплые земли; Они летели день и ночь.)

Послушайте следующий рассказ и попытайтесь закончить его: Долго я был плохим учеником. Тетради у меня были грязные, писал я небрежно. Грустно я плелся домой после уроков. Мама всегда огорчалась, когда видела мой дневник. Надоело мне все это. Что я, хуже других? Стал внимательным, старательным. И вот уже я считаюсь .

Чтобы продолжить рассказ, возьмите его начало, замените выделенные слова противоположными по значению. (Начало рассказа предварительно написано на доске, и учитель вместо выделенных слов записывает другие - антонимы, изменяя также некоторые формы, если это необходимо.)

Как видите, один и тот же человек в разное время может оказаться то веселым, то грустным, то аккуратным, то небрежным. А может ли какой-нибудь предмет в одно и то же время быть глубоким и мелким, высоким и низким, далеким и близким? Прежде чем ответить на этот вопрос, помогите разрешить спор между отцом и сыном.

Вьется синяя река, Так мелка иль глубока?

Убегает к морю. Как же быть нам с нею?

Говорит отец: До колен отцу река,

- Мелка! Ну а мне - по шею.

- Глубока! - я спорю.

(П. Ребров. "Кто прав?")

Кто же прав? Оказывается, оба правы, каждый по-своему.

Задание: Найдите в стихотворении слова с противоположным значением. Как мы называем такие слова?

Упражнения на закрепление:

1. Какие слова-антонимы встречаются в этом стихотворении?

Ручейку говорила река:

- Ты узок, а я . .

Ты мелок, а я . !

Об одном позабыла река –

Что она началась с . .

(В. Данько "Река и ручеек")

2. Скажите пословицы, вставив вместо точек нужное слово. Как называются такие слова?

. пенек опрокидывает . воз.

Даже самое . дерево выросло из . семени.

. дело лучше . безделья.

Ход занятия 2:

На прошлом занятии мы узнали, что не к каждому слову можно подобрать антоним. А есть такие слова, к которым можно подобрать не одно, а несколько слов, противоположных по смыслу. Попробуем это сделать и попытаемся ответить на вопрос, почему так получается.

Мелкий пруд - . пруд. Мелкий дождь - . дождь. Свежий хлеб - . хлеб. Свежий огурец - . огурец. Свободный стул - . -стул. Свободная обувь - . обувь. Сладкое яблоко - . яблоко. Сладкое лекарство - . лекарство.

Значит, несколько антонимов можно подобрать тогда, когда слово имеет не одно, а несколько значений. Многие слова имеют один антоним.

Задание: Вы хорошо помните стихотворение В. Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо". Назовите антонимы, которые встретились в заглавии. Что в человеке плохо и что хорошо: трудолюбие или лень, трусость или смелость, вежливость или грубость, скупость или щедрость?

Когда мы читаем рассказы или стихи, где сравниваются разные времена, разные люди, разные события, то в этих рассказах или стихах часто встречаются слова с противоположным значением. Антонимы часто встречаются в пословицах и поговорках, например: Кто хочет много знать, тому надо мало спать. Полный колос к земле клонится, а пустой к небу тянется. За маленьким погнался, а большое потерял, Какие слова с противоположным значением употреблены в этих пословицах? Как вы их понимаете?

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9


Статьи о педагогике:

Сущность мотивации изучения иностранного языка и пути её развития
В психологии и педагогике термин «мотив» имеет несколько смыслов: 1) в широком смысле, мотив – это все виды побуждений к деятельности, условия вызывающие и направляющие активность субъекта; 2) в узком смысле, мотив – это побуждающий и направляющий деятельность предмет, способный удовлетворить ту ил ...

Психологические особенности дошкольников
За последние годы возрастной порог начала обучения английскому языку все больше снижается. Как правило, ребенок четырех лет считается уже вполне подготовленным к занятиям, некоторые родители стремятся отдать в группы английского языка трехлетних детей. Как к этому относиться, и какой возраст считат ...

Сущность глобализации, цель и направление
В ХХ ст. человечество вступило под знаком глобализации. Процесс глобализации отразился на очень широком круге явлений и процессов в сфере экономики, политики, социологии, образования и др Этот термин приобрел междисциплинарного содержания и весьма противоречивых трактовок. На сегодня существуют раз ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru