Система обучающих упражнений, направленная на развитие речи во внеклассной работе
- Слыхал, Заяц, как охотники мой лисий хвост называют? Трубой! Хи-хи-хи…
- А мой заячий хвост охотники прозвали цветком. Цветком, цветиком, цветочком.
- Да ну-у! А ну дай-ка цветочек понюхать…
- Но-но-но! Я твою лисью породу знаю! Цветок понюхаешь, а ногу откусишь. Проходи, проходи со своей трубой!
Выводы:
У слова может быть не одно, а несколько значений: рукав пальто – рукав речки; ножка ребёнка – ножка стула – ножка гриба.
Новое значение у слова может появиться, если один предмет чем-то похож на другой.
Нужно понимать значение слов. Это поможет лучше понимать прочитанное и точнее выражать свою мысль.
II. Работа над синонимами.
Ход занятия 1:
На прошлых занятиях вы узнали, что одно и то же слово может принимать ни одно, а сразу несколько значений. Но в русском языке есть совершенно не похожие на друг друга слова, но, тем самым, называющие и обозначающие одно и то же. Так, например родник и ключ: водный источник, который течет из глубины земли. И таких слов в русском языке много. С ними вы не раз встречались на уроках чтения и, конечно, сразу же их вспомните, когда услышите не большую историю о Незнайке и его друзьях.
В Клубе Веселых Человечков переполох: исчез Незнайка. Никто не видел его с самого утра. Пропал, как в воду канул.
- Я думаю, он снова улетел на Луну, - сказал Гурвинек.
- Нет, нет! Он бы опять взял с собой Пончика. А я только утром его видела, - возразила Дюймовочка. Она помолчала и, вспомнив что-то, добавила: - Правда, у него был очень загадочный вид.
- Безобразие! - кричал Буратино. - Почему он все время мешает нам? И теперь мы опоздаем на встречу с октябрятами.
- Подождем еще немного и пойдем без него, - решил Карандаш.
Минуты через три дверь распахнулась, и в комнату ворвался Незнайка. За ним вбежали Пончик и Сиропчик.
- Я не опоздал? - спросил Незнайка. Он посмотрел на друзей и понял, что провинился:
- Не сердитесь на нас.
- Не обижайтесь, - попросил Пончик.
- Не дуйтесь,- прошептал Сиропчик.
- Где вы были? - строго сдвинул брови Карандаш.
- В школе. Тут недалеко, - сообщил Незнайка.
- Совсем близко, - подтвердил Пончик.
- Рядом, - пролепетал Сиропчик.
- Что же вы там делали? - заинтересовались веселые человечки. - И почему вы так странно отвечаете? Все говорите об одном и том же, но по-разному.
- Я узнал, - объяснил Незнайка, - что второклассникам обещали рассказать сегодня о словах-друзьях. Их еще называют . называют . Ты помнишь, как их называют? - обратился Незнайка к Пончику.
- Их называют синонимами, - в один голос ответили Пончик и Сиропчик.
- Вот-вот! - воскликнул Незнайка. - Например, можно сказать: Дюймовочка маленькая .
- А можно,- перебил Незнайку Пончик, - по-другому. Дюймовочка небольшая .
- А еще лучше, - вмешался Сиропчик, - Дюймовочка крошечная.
Незнайка одобрительно посмотрел на друзей и продолжал:
- Ведь можно сказать так: Пончик и Сиропчик - мои друзья.
- А я скажу. Незнайка и Сиропчик - мои товарищи, - подтвердил Пончик.
- И я тоже: Незнайка и Пончик - мои приятели, - согласился Сиропчик.
- Друзья, товарищи, приятели! Мы же опаздываем! - послышалось со всех сторон.
- Быстро бежим в школу! - скомандовал Карандаш. - А по пути мы узнаем все остальное.
Веселые человечки поспешили к октябрятам, но еще долго слышался голос Незнайки: "Вот, например, ограда ., летчик ., богатырь ." Все называли какие-то слова, но мы не расслышали.
Задание: Какие слова называют синонимами? Вспомните, какие примеры приводили Незнайка и его друзья.
Как по-другому можно сказать: Незнайка исчез; дверь неожиданно раскрылась; Незнайка вбежал в комнату; у Пончика был таинственный вид. Какие синонимы вы подберете к словам: ограда (забор, изгородь), летчик (пилот), богатырь (силач)?
Попытайтесь найти синонимы в стихотворениях.
"Бураны, вьюги и метели -
Статьи о педагогике:
Развитие пассивного словаря
Логопедическая работа начинается с установления контакта с ребенком. Узнав от родителей, какие игрушки больше всего любит ребенок, логопед приносит их на занятия. Во время игры логопед разговаривает с ребенком, стараясь эмоционально окрасить произносимые слова, используя с этой целью интонационно-м ...
Понятие «текстовая задача». Структура задачи
С термином «задача» люди постоянно сталкиваются в повседневной жизни как на бытовом, гак и на профессиональном уровне. Каждому из нас приходится решать те или иные проблемы, которые зачастую мы называем задачами. Это могут быть общегосударственные задачи, задачи определенных коллективов и групп, а ...
Методика изучения аксиом стереометрии
Построение системы аксиом стереометрии происходит по двум направлениям: 1) переформулирование аксиом планиметрии для пространства; 2) добавление новых “специфических” аксиом стереометрии. Первое из них осуществляется через принятие аксиомы: “В каждой плоскости пространства справедливы (выполнимы) в ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования