Система обучающих упражнений, направленная на развитие речи во внеклассной работе
Учитывая особенности психического развития младшего школьника, а также полученные знания в ходе анализа психологической, педагогической и методической литературы, нам удалось разработать систему обучающих упражнений по развитию речи. В качестве метода обучения была выбрана беседа, являющаяся ведущим и основным методом при обучении детей данной возрастной категории. Выбрана форма работы - беседа по развитию речи, в которую вошли упражнения занимательного характера.
При подборе дидактического материала нами также учитывались психические особенности детей данного возраста. Младшему школьнику свойственно запоминать всё яркое, необычное и тайное, что вызывает у него большой познавательный интерес. Поэтому упражнения строились на основе сказок, загадок, стихотворений, рассказов. Увлекая ребёнка, они заставляют его думать, размышлять, делать выводы. Известно, что огромную роль в усвоении учебных знаний, особенно для младшего школьника, играет наглядность. Поэтому упражнения сопровождаются показом сюжетных картинок, иллюстраций, записями на доске.
Система упражнений, представленная в виде беседы по развитию речи, направлена на отработку и закрепление полученных ранее знаний на уроках русского языка о многозначных словах, словах-синонимах, словах-антонимах и их употребления в речи. Ниже приводим данную систему.
I. Работа над многозначными словами
Ход занятия 1:
Задание: Ребята, попытайтесь назвать значения таких слов: карандаш, огурец, диван, парта. А теперь угадайте слова, значения которых вам будут названы. Запишите эти слова. Итак, какие это слова: 1) десятый месяц года, 2) шестой день недели, 3) орудие труда, которое служит обычно для забивания гвоздей, 4) лесные или садовые ягоды розовато-красного цвета, 5) лиственное дерево с белой корой. Вы быстро и правильно угадали слова. У всех этих слов только одно значение. Но не всегда так бывает. Вот послушайте стихотворение.
В одной стране,
В чудной стране,
Где не бывать тебе и мне
Ботинок черным язычком
С утра лакает молочко
И целый день в окошко
Глазком глядит картошка.
Бутылка горлышком поёт,
Концерты вечером даёт,
А стул на гнутых ножках
Танцует под гармошку.
В одной стране.
В чудной стране…
Ты почему не веришь мне?
(И. Токмакова. "В чудной стране")
Задание: Что означают употребляемые в этом в стихотворении слова язычок, глазок, горлышко, ножка? Какие ещё значения имеют эти слова?
Задание: Назовите три значения слова звёздочка. С ними вы познакомились на уроках чтения, читая стихотворения З. Александровой "Песенка про звёздочку" и А. Барто "Звёздочки на земле". Составьте три предложения с этим словом так, чтобы в каждом из предложений слово имело новое значение. Итак, слова, которые имеют не одно, а несколько значений называются многозначными.
Теперь попытаемся найти такие слова в следующих стихотворениях:
- Не жалей пяточка, -
Говорит корова, -
Вы купите молочка
Вкусного, парного!
Поросята тут как тут:
- Нам по целой кружке! –
Пяточки свои суют
Маленькие хрюшки…
(А. Шибаев)
Бросил палку кверху Мишка:
- Падай в шапку с ели шишка! –
Шишка хлоп по голове –
Сразу шишек стало две.
(Е. Петрищева "Шишка")
Задание: Какие значения имеют слова пятачок, шишка? Чем похожи пятачок-монета и пятачок поросёнка, шишка ели и шишка на голове? На какой вопрос отвечают и что обозначают слова спинка, ручка, язычок?
Многозначными могут быть не только слова, обозначающие предметы, но и те, которые обозначают признаки и действия предмета.
Как вы думаете, какие предметы бывают острыми? Послушайте рассказ и подумайте, правильно ли вы ответили.
- Гриша, не бери нож. Обрежешься!
- Гриша, не бери вилку. Уколешься.
- Зачем ты взял стекляшку? Видишь, она острая…
Когда сели обедать, мама налила сыну супу, положила котлету.
Статьи о педагогике:
Содержание образования как средство развития мотивации
В соответствии с тематикой моего исследования обратимся к рассмотрению двух основных категорий дидактики процесса обучения и его основных компонентов, из которых наибольший интерес для нас представляет содержание образования
. Понятие процесса обучения исследовалось такими учеными как: Бабанский Ю. ...
Значение детских
рисунков в ранней диагностике неспособности к обучению
Рассмотрим особенности диагностики неспособности к обучению при помощи рисуночных тестов. 1. Диагностика нарушений восприятия. Для практических целей Форгус (Forgus) определил восприятие как процесс донесения информации, полученной из ощущений, ее расшифровки, установления связи с ранее пройденным ...
Основные категории психологии: индивид, личность,
индивидуальность, субъект
Индивидом - представитель человеческого рода, имеющий определенные генетические, врожденные данные, психофизиологическую организацию. К индивидным характеристикам человека относятся динамические врожденные качества: темп и скорость реакций, своеобразные активности, реактивности и ригидности. Индиви ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования