Система обучающих упражнений, направленная на развитие речи во внеклассной работе

Перспективы образования » Внеклассная работа по русскому языку в начальной школе » Система обучающих упражнений, направленная на развитие речи во внеклассной работе

Страница 2

- Я горчицы хочу, - сказал Гриша.

- Нельзя тебе горчицы, она острая, - сказала мама.

Засмеялся Гриша.

- Эх ты! Разве горчица острая? Она – горькая. Я ещё вчера лизал.

(Б. Рябинин "Острые вещи")

Задание: Кто был прав: мама, назвав горчицу острой, или Гриша, который сказал, что она горькая? Что из этих предметов можно назвать острым: саблю, перец, ножницы, лампу? В каких случаях слово острый можно заменить словом горький.

"Прощай, мой чуб,

Ты брошен в суп" -

От горьких мук

Стал горьким лук.

(А. Шибаев)

Задание: Какие значения здесь имеет слово горький?

А теперь отгадайте загадку:

Он всюду – в поле и в саду,

Но в дом не попадёт.

Но никуда я не иду,

Покуда он идёт. (Дождь)

(С. Я. Маршак)

Задание: На какой вопрос отвечает и что обозначает слово идёт? Замените слово идёт в левом столбике подходящим по смыслу словами из правого столбика:

Мальчик идёт …льёт

Дождь идёт …едет

Машина идёт …шагает

Упражнения на закрепление:

1. Послушайте внимательно:

И щёки горят огнём

И обувь горит на нём

Когда так говорят: горят щёки? горит обувь? Что ещё может гореть?

2. Закончите предложения: Петух клюёт … (что?); Рыба клюёт … (на что?), прослушав стихотворение.

Боится идти на рыбалку рыбак.

- Чего ты робеешь,

Скажи мне, чудак?

… К реке не подходит

Трусишка Федот

С тех пор как прослышал,

Что рыба …

Клюёт.

(В. Татаринов "Федот")

3. Какие значения имеет слово точка из первого стихотворения и слово перемена из второго? Составьте по два предложения с каждым словом так, чтобы каждый раз у них было новое значение.

Достойна точка уважения

В конце любого предложения.

Не убежит из книжки строчка,

Когда стоит на страже точка…

Пусть строчка меньше муравья,

Она помощница твоя.

Дружок, я знаю это точно:

Должна быть в каждом деле точка…

(М. Пляцковский "Маленькое стихотворение о маленькой точке")

"Перемена, перемена!" - Семерых сбивает с ног.

Заливается звонок. Неужели это Вова,

Первый Вова непременно Продремавший весь урок?

Вылетает за порог. Если он, то несомненно,

Вылетает за порог – С ним бо-о-льшая перемена!

(Б. Заходер "Перемена")

Ход занятия 2:

Теперь вы знаете, что у слова может быть не одно, а сразу несколько значений. Приведите примеры таких слов. Докажите, что у них есть разные значения.

Похожих слов с разными значениями в русском языке много. Мы часто употребляем их в своей речи. Очень важно помнить эти значения, различать их, чтобы не делать ошибок.

Как вы думаете, о каком гребешке пойдёт речь в следующем стихотворении:

Встав на цыпочки, лисица Расчешу я только хвост! -

За плетень во двор косится: А петух не так уж прост,

- Петушок, петушок, Знает: что возьмёт лисица,

Дай на время гребешок! То назад не воротится!

(К. Кублинскас "Лисица и петух")

Задание: Зачем нужен был лисице гребешок? Какие значения имеет слово гребешок? Чем похожи гребешок для расчёсывания на гребешок петуха?

Мы говорим: дети убежали; часы убежали. Что это значит? А что ещё может убежать? Вот послушайте.

Услышала Нина, как мама говорит старшей сестре: "Последи, пожалуйста, за молоком, как бы оно не убежало", - и стала думать как молоко убежать может. Суп в кастрюле варится и не убегает, чай в чайнике кипятится и не убегает, только булькает, когда вскипит. "Нет, и молоко не может убежать", - решила она.

И захотелось ей проверить, верно ли она решила. Пошла Нина на кухню. Кастрюлька с горячим молоком на краю плиты стояла. Девочка взяла и сдвинула её на огонь.(Такие вещи ей строго запрещено было делать, да Нина непослушной была.)

Постояла она, посмотрела: ноги у молока не вырастают, значит не бежит оно. Отвернулась Нина и стала с кошкой играть.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Статьи о педагогике:

Профессионально-прикладная физическая культура как один из видов физического воспитания
Принцип органической связи физического воспитания с практикой трудовой деятельности наиболее конкретно воплощается в профессионально-прикладной физической подготовке. В качестве своеобразной разновидности физического воспитания профессионально-прикладная физическая подготовка представляет собой пед ...

Содержание логопедической работы по формированию синтаксической структуры простого предложения у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня
Логопедическая работа с детьми с ОНР обуславливается рядом общедидактических и специфических принципов в работе с детьми с речевыми нарушениями, озвученными О.А. Карабановой [17. С. 88]: 1. Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач. Соблюдение означенного принципа не позволяет ...

Развитие здорового школьника и осанки
Осанка в основном формируется в 6–7 лет, это связано с основными задачами предмета «Физическая культура» и проводится с учетом возрастных особенностей развития учащихся. Дети 6–9 лет находятся в периоде интенсивного биологического развития и активного освоения различных форм школьного труда. В связ ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru