Система обучающих упражнений, направленная на развитие речи во внеклассной работе

Перспективы образования » Внеклассная работа по русскому языку в начальной школе » Система обучающих упражнений, направленная на развитие речи во внеклассной работе

Страница 5

Как много с ними канители,

Как много шума, толкотни,

Как надоели мне они!" -

Так проворчал мороз угрюмый,

И речку лед сковал без шума.

(B. Берестов. "Мороз")

Дуб дождя и ветра Ведь до поздней осени

Вовсе не боится. Он стоит зеленый.

Кто сказал, что дубу Значит, дуб выносливый,

Страшно простудиться? Значит, закаленный!

(И. Токмакова. "Дуб")

Обратите внимание: синонимы могут обозначать предметы (бураны - вьюги - метели), действия (зябнет - стынет - мерзнет), признаки (выносливый - закаленный).

А теперь рассмотрите таблицу "Найди друзей". На ней два столбика слов. К словам левого столбика надо найти близкие по смыслу слова из правого. Пять первых пар запишите в тетрадях.

алфавитаккуратный

огоньалый

шалунскакать

чистыйазбука

конницапламя

прыгатьозорник

бросатькавалерия

красныйкидать

В стихотворении, которое вы услышите, надо не только найти синонимы, а к некоторым словам его (они будут указаны) подобрать новые.

Деревья зимою, Навстречу метели.

Деревья зимою В пурге по колени,

Пронизаны ветром Буранами гнутся,

И стужей самою Вершинами машут.

И старые сосны, Сдают?

И острые ели Не сдаются!

Встают, как солдаты,

(М. Дудин. "Деревья зимою")

Задание: Какие синонимы встретились в стихотворении? (Метель - буран - пурга.) (Делается новое наблюдение: синонимов может быть не два, а больше.) Какое слово еще можно поставить в ряд метель - буран — пурга} Что сильнее: вьюга или пурга? метель или буран? Какие синонимы можно подобрать к словам: стужа (холод, мороз), солдат (боец, воин), встают (поднимаются), гнутся (сгибаются, склоняются)?

В заключение учитель читает четверостишия, в которых последнее слово заменено синонимом. Необходимо восстановить авторский текст, указав нужное слово.

С пионерской звонкой песней

Мы идем на лыжный кросс.

Воздух чистый, день чудесный!

Не пугает нас (холод).

(А. Алексин.)

Я трудилась не напрасно

И запомню навсегда:

Хлеб вкуснеет не от масла,

Хлеб вкуснеет от (работы).

(И. Демьянов.)

Упражнения на закрепление:

1. Какие синонимы встречаются в пословицах и поговорках: Спеши не спеши, а поторапливайся; Приятелей много, а друга нет; Переливает из пустого в порожнее?

2. Какими синонимами (из четырех букв) можно заменить такие слова: приятель, противник, солдат, шагать, красный, доктор, работа?

Ответ: друг, враг, воин (боец), идти, алый, врач, труд (дело).

3. Каких зверей называют так: косой, косолапый, серый, рыжая, сохатый?

Ответ: заяц, медведь; волк (заяц), лось.

4. Названия каких животных и птиц мы вспоминаем, чтобы назвать храбреца, задиру, хитреца, увальня, безбилетника?

Ответ: орел, петух, лиса, медведь (тюлень), заяц.

Ход занятия 2:

Прежде чём узнать что-то новое о словах-друзьях, вспомним, какие слова называют синонимами, и выполним задания.

Задание: Найдите синонимы в этих четверостишьях.

Дорога - ты, дорога,Вьюга снежная, пурга,

Широкие пути! Напряди нам пряжи,

Путей на свете много, -Взбей пушистые снега,

Мы все хотим пройти.Словно пух лебяжий.

(Л. Некрасова) (С. Маршак "Вьюга")

Задание: Угадайте слово, близкое по значению последнему.

Золотистые копны соломы

На токах на колхозных лежат.

И ребята дорогой знакомой

На занятия в школу (торопятся).

(М. Исаковский "Осень")

Листья в поле пожелтели,

И кружатся, и летят;

Лишь в бору поникши ели

Зелень мрачную (берегут) .

(Лермонтов "Осень")

А теперь послушайте отрывки из стихотворений. В каждом из них встречается по два слова-синонима к следующим словам: гуськом, полыхать, мчаться (слова записаны на доске). Назовите их.

Солнце старалось пожарче гореть,

Чтобы озябшую землю согреть.

Солнце старалось поярче пылать.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Статьи о педагогике:

Биоритмы организма в течение суток
3:00 Минимальный уровень выработки мелатонина, отвечающего за наш спокойный сон, психические реакции. 4:00 Активно работает система легких. Идет перестройка дыхательного центра, кислородная «подзарядка», очищение всего организма. 5:00 Минимальная активность почек. С 5:00 до 7:00 Время регуляции жиз ...

Развитие гибкости
Гибкость — это способность человека выполнять движения с большой амплитудой. Это качество определяется развитием подвижности в суставах, Термином «гибкость» целесообразнее пользоваться в тех случаях, когда речь идет о суммарной подвижности в суставах всего тела. Применительно же к отдельным сустава ...

Основные задачи и методы педагогического эксперимента
Обучение алгебре, как и любому учебному предмету, может стать средством формирования личности, если учителю удаётся правильно организовать свой труд, грамотно, квалифицированно анализировать индивидуальные особенности учащихся. Планируя индивидуальные задания, составляя проверочные работы разных ур ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru