Система обучающих упражнений, направленная на развитие речи во внеклассной работе
Как много с ними канители,
Как много шума, толкотни,
Как надоели мне они!" -
Так проворчал мороз угрюмый,
И речку лед сковал без шума.
(B. Берестов. "Мороз")
Дуб дождя и ветра Ведь до поздней осени
Вовсе не боится. Он стоит зеленый.
Кто сказал, что дубу Значит, дуб выносливый,
Страшно простудиться? Значит, закаленный!
(И. Токмакова. "Дуб")
Обратите внимание: синонимы могут обозначать предметы (бураны - вьюги - метели), действия (зябнет - стынет - мерзнет), признаки (выносливый - закаленный).
А теперь рассмотрите таблицу "Найди друзей". На ней два столбика слов. К словам левого столбика надо найти близкие по смыслу слова из правого. Пять первых пар запишите в тетрадях.
алфавитаккуратный
огоньалый
шалунскакать
чистыйазбука
конницапламя
прыгатьозорник
бросатькавалерия
красныйкидать
В стихотворении, которое вы услышите, надо не только найти синонимы, а к некоторым словам его (они будут указаны) подобрать новые.
Деревья зимою, Навстречу метели.
Деревья зимою В пурге по колени,
Пронизаны ветром Буранами гнутся,
И стужей самою Вершинами машут.
И старые сосны, Сдают?
И острые ели Не сдаются!
Встают, как солдаты,
(М. Дудин. "Деревья зимою")
Задание: Какие синонимы встретились в стихотворении? (Метель - буран - пурга.) (Делается новое наблюдение: синонимов может быть не два, а больше.) Какое слово еще можно поставить в ряд метель - буран — пурга} Что сильнее: вьюга или пурга? метель или буран? Какие синонимы можно подобрать к словам: стужа (холод, мороз), солдат (боец, воин), встают (поднимаются), гнутся (сгибаются, склоняются)?
В заключение учитель читает четверостишия, в которых последнее слово заменено синонимом. Необходимо восстановить авторский текст, указав нужное слово.
С пионерской звонкой песней
Мы идем на лыжный кросс.
Воздух чистый, день чудесный!
Не пугает нас (холод).
(А. Алексин.)
Я трудилась не напрасно
И запомню навсегда:
Хлеб вкуснеет не от масла,
Хлеб вкуснеет от (работы).
(И. Демьянов.)
Упражнения на закрепление:
1. Какие синонимы встречаются в пословицах и поговорках: Спеши не спеши, а поторапливайся; Приятелей много, а друга нет; Переливает из пустого в порожнее?
2. Какими синонимами (из четырех букв) можно заменить такие слова: приятель, противник, солдат, шагать, красный, доктор, работа?
Ответ: друг, враг, воин (боец), идти, алый, врач, труд (дело).
3. Каких зверей называют так: косой, косолапый, серый, рыжая, сохатый?
Ответ: заяц, медведь; волк (заяц), лось.
4. Названия каких животных и птиц мы вспоминаем, чтобы назвать храбреца, задиру, хитреца, увальня, безбилетника?
Ответ: орел, петух, лиса, медведь (тюлень), заяц.
Ход занятия 2:
Прежде чём узнать что-то новое о словах-друзьях, вспомним, какие слова называют синонимами, и выполним задания.
Задание: Найдите синонимы в этих четверостишьях.
Дорога - ты, дорога,Вьюга снежная, пурга,
Широкие пути! Напряди нам пряжи,
Путей на свете много, -Взбей пушистые снега,
Мы все хотим пройти.Словно пух лебяжий.
(Л. Некрасова) (С. Маршак "Вьюга")
Задание: Угадайте слово, близкое по значению последнему.
Золотистые копны соломы
На токах на колхозных лежат.
И ребята дорогой знакомой
На занятия в школу (торопятся).
(М. Исаковский "Осень")
Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную (берегут) .
(Лермонтов "Осень")
А теперь послушайте отрывки из стихотворений. В каждом из них встречается по два слова-синонима к следующим словам: гуськом, полыхать, мчаться (слова записаны на доске). Назовите их.
Солнце старалось пожарче гореть,
Чтобы озябшую землю согреть.
Солнце старалось поярче пылать.
Статьи о педагогике:
Научно-исследовательская деятельность учащихся в изучении особо охраняемых
природных территорий района
Знакомство с природой родного края обычно начинается с изучения характерных для региона природных экосистем, которые наиболее доступны для посещения в процессе туристско-экскурсионной деятельности учащихся. Обычно это происходит во время проведения практических занятий в летних экологических лагеря ...
Типы семей
В истории человечества сменилось не мало форм общественного регулирования отношений между полами. Одни из этих форм характерны для отдельных племенных союзов. Другие имели более широкое распространение, но все они соответствовали определенному уровню социально-экономического развитие общества. По м ...
Колония-завод
Прошли годы упорных сражений за светлое будущее детей. И в этих педагогических сражениях одну из главных ролей играл высокопроизводительный труд на современном оборудовании. А. С. Макаренко прекрасно понимал, что однообразная, примитивная работа не принесёт ничего полезного для ума и души воспитанн ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования