Система обучающих упражнений, направленная на развитие речи во внеклассной работе

Перспективы образования » Внеклассная работа по русскому языку в начальной школе » Система обучающих упражнений, направленная на развитие речи во внеклассной работе

Страница 8

Задание: А теперь попробуйте сами закончить пословицы: Ученье - свет, а неученье - Знай больше, говори Корень ученья горек, да плод его . . Не бойся врага умного, бойся друга . . Лучшая вещь новая, лучший друг -

Слова с противоположным значением встречаются также в разных стихотворениях-шутках. Послушайте стихотворение и назовите антонимы.

Вот тараторка для ребят:

Когда молчат, не говорят.

Когда стоят на том же месте,

Не совершают путешествий.

Что далеко, не очень близко.

Что высоко, не слишком низко.

Нельзя приехать, не уехав,

И грызть орех, коль нет орехов.

Никто сидеть не может стоя,

Лить из порожнего в пустое.

Нельзя писать на белом мелом

И называть безделье делом.

(Д. Родари. "Тараторка")

В заключение занятия учитель, показывая роль антонимов в тексте, работает над сказкой "Про ленивую и радивую".

Вот вы и познакомились с новыми словами - антонимами. Так называются слова с противоположным значением. Вы часто встречаете антонимы на уроках математики, они имеются в загадках, пословицах, поговорках, некоторых рассказах и стихотворениях, встречаются в народных сказках. Там, где говорится о противоположных признаках, действиях, описываются события, происходящие прежде и теперь, есть антонимы.

Упражнения на закрепление:

1. Прочитайте и закончите каждое предложение.

"Завтра поучусь, а сегодня погуляю",— говорит . . "Завтра погуляю, а сегодня поучусь",— говорит . .

(К. Д. Ушинский.)

2. Совсем простые вопросы

Какое молоко дает черная корова?

Если взять сухой березовый листик и бросить его в чистую дождевую воду, какой он будет?

3. Отгадайте загадку и выпишите из нее антонимы.

"Бывает он в холод, бывает он в зной,

Бывает он добрый, бывает он злой.

В открытые окна нежданно влетит,

То что-то прошепчет, то вдруг загудит.

Притихнет, умчится, примчится опять,

То вздумает по морю волны гонять".

Выводы:

Антонимы - это слова с противоположным значением, например: веселый - грустный, веселиться - грустить, веселье - грусть.

Антонимами могут быть не только слова с разными корнями (весело - грустно), но и однокоренные слова (весело - невесело, прибегать - убегать).

Не все слова имеют антонимы. Их нет, например, у слов: стена, стол, ваза, тетрадь, карандаш, береза, липа, корова, рука, глаз и многих других.

Внеклассная работа по русскому языку в школе преследует ту же цель, что и уроки русского языка, однако задачи её намного шире. Она должна способствовать развитию самостоятельности учащихся, творческой инициативы, более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала, совершенствовать навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников. Они могут быть успешно выполнены лишь при соблюдении специфических методических принципов ее организации и при удачном определении ее содержания.

Содержание внеклассной работы должно быть соотнесено с обязательной учебной программой по русскому языку. Объем выносимого на внеклассные занятия программного материала определяется самим учителем вне зависимости от избранного материала - теоретического или прикладного.

В отличие от уроков внеклассная работа по русскому языку характеризуется многообразием форм и видов. В практике известны такие формы внеклассных занятий, как кружки, утренники, часы занимательной грамматики, уголок русского языка, стенная газета, викторины, различные конкурсы, беседы и т. п. Многие из них активно используются при организации внеурочной работы по русскому языку с младшими школьниками. При проведении внеклассных занятий учитель не должен забывать о том, что активная заинтересованность и творческая деятельность учащихся являются показателями эффективности каждого занятия и всей работы в целом. Соблюдение этих условий помогает учителю регулировать весь ход внеурочной работы и находить оптимальные варианты занятий, позволяющие, более успешно осуществлять задачи воспитания школьников.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9


Статьи о педагогике:

Проблемность в обучении иностранным языкам и культурам
Реализация основной цели обучения иностранного языка в школе, т.е. формирование у школьников черт вторичной языковой личности предполагает формирование не только способности к межкультурной коммуникации, но и качеств, которые способствуют самой личности школьника. Традиционный подход к обучению ино ...

Описание образовательных результатов в логике компетентностного подхода
Наряду с идеями образованности личности в теоретической педагогике развиваются идеи компетентности личности. В рассмотренных концепциях образованности компетентность является одним из уровней, одной из ступеней, и как следствие одним из видов образовательного результата. Следует отметить, что миров ...

Основные подходы к исследованию проблемы молодежной субкультуры
Субкультура неразрывно связана и производна от общей культуры. Культура общества выступает здесь как единство в многообразии, подчеркивается ее принципиально плюралистический, вариативный характер. Социологи делают акцент на связь субкультуры с определенной социальной группой людей, например, " ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru