Уровни тренинга
Говоря о тренинговых методах, мы должны подчеркнуть, что в этом случае методы направлены не на объект действительности, а на субъект. Точнее сказать, на субъектов двух типов — индивидуального и группового. Из этого следует, что возможна классификация тренинговых методов на те, которые направлены на отдельных участников, и те, которые предполагают работу с группой как целым.
Однако в реальности тренинга индивидуальные и групповые процессы слиты в едином потоке, поэтому сам ведущий фактически реализует тренинговые методы на трех уровнях:
1) в группе — с отдельным участником. Обычно это происходит в случае диадного взаимодействия ведущего и одного из членов группы, либо при демонстрации техники индивидуальной психокоррекционной или консультационной работы, либо при проведении сеанса какого-либо направления психотерапии в присутствии наблюдателей, либо при спонтанном возникновении диалога по какой-либо значимой для всех теме;
2) с группой — как единым целым. Такая ситуация возникает, когда ведущий-преподаватель дает задание, которое должна выполнить вся группа, и обращается именно к группе (или подгруппе), а не к отдельному участнику (такой подход особенно важен в тренинге сплочения);
3) через группу— с отдельным участником посредством самой группы. Внешне работа на этом уровне напоминает картинку предыдущего, однако здесь ведущий-преподаватель скрытым образом использует ресурсы группы для воздействия на одного или нескольких участников (разумеется, в целях оказания им психологической помощи, а не ради манипуляции как таковой). Речевое воздействие в тренинге опирается как на аргументацию, апеллируя к социально и культурно обусловленным ценностям, так и на механизмы вариативной интерпретации действительности.
Следовательно, при анализе тренинговых методов необходимо опираться на критерии, в которых учтены, с одной стороны, единство индивидуальных и групповых процессов, а с другой - уровни осуществления деятельности ведущего в образовательном пространстве в системе межличностного взаимодействия "преподаватель-студент".
Действительно, тренинговые формы работы со студентами доказывают свою состоятельность как современные здоровьесберегающие технологии образовательного взаимодействия.
Статьи о педагогике:
Определение эффективности театрализованной игры как средства
эстетического воспитания дошкольников
Для определения эффективности театрализованной игры как средства эстетического воспитания дошкольников мы провели контрольный эксперимент. Для этого использовали беседу об эстетических представлениях (А.Д. Кошелевой). Результаты беседы представлены в таблице 4. Проанализировав ответы детей можно от ...
Классификация дидактических игр
Игровая деятельность — это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовольствия от проявления физических и духовных сил. Природа создала детские игры для всесторонней подготовки к жизни. Поэтому они имеют генетическу ...
Нормы речи
Грамматические нормы – это правила использования морфологических форм разных частей речи и синтаксических конструкций. Раздел языкознания, который изучает слово как часть речи, называется морфологией. Морфология рассматривает основные типы словоизменения (склонение, спряжение), грамматические катег ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования