Уровни тренинга
Говоря о тренинговых методах, мы должны подчеркнуть, что в этом случае методы направлены не на объект действительности, а на субъект. Точнее сказать, на субъектов двух типов — индивидуального и группового. Из этого следует, что возможна классификация тренинговых методов на те, которые направлены на отдельных участников, и те, которые предполагают работу с группой как целым.
Однако в реальности тренинга индивидуальные и групповые процессы слиты в едином потоке, поэтому сам ведущий фактически реализует тренинговые методы на трех уровнях:
1) в группе — с отдельным участником. Обычно это происходит в случае диадного взаимодействия ведущего и одного из членов группы, либо при демонстрации техники индивидуальной психокоррекционной или консультационной работы, либо при проведении сеанса какого-либо направления психотерапии в присутствии наблюдателей, либо при спонтанном возникновении диалога по какой-либо значимой для всех теме;
2) с группой — как единым целым. Такая ситуация возникает, когда ведущий-преподаватель дает задание, которое должна выполнить вся группа, и обращается именно к группе (или подгруппе), а не к отдельному участнику (такой подход особенно важен в тренинге сплочения);
3) через группу— с отдельным участником посредством самой группы. Внешне работа на этом уровне напоминает картинку предыдущего, однако здесь ведущий-преподаватель скрытым образом использует ресурсы группы для воздействия на одного или нескольких участников (разумеется, в целях оказания им психологической помощи, а не ради манипуляции как таковой). Речевое воздействие в тренинге опирается как на аргументацию, апеллируя к социально и культурно обусловленным ценностям, так и на механизмы вариативной интерпретации действительности.
Следовательно, при анализе тренинговых методов необходимо опираться на критерии, в которых учтены, с одной стороны, единство индивидуальных и групповых процессов, а с другой - уровни осуществления деятельности ведущего в образовательном пространстве в системе межличностного взаимодействия "преподаватель-студент".
Действительно, тренинговые формы работы со студентами доказывают свою состоятельность как современные здоровьесберегающие технологии образовательного взаимодействия.
Статьи о педагогике:
Требования к составлению тестов
Тестирование, являясь одной из перспективных форм контроля, получает все более широкое применение в учебной практике. Так как основу теста составляют тестовые задания, главным при составлении теста является их правильная разработка. Тестовые задания должны быть прагматически корректными и рассчитан ...
Развитие творческих способностей учащихся при использовании
учебно-творческих задач компьютерного моделирования
В перечне целей, достижение которых обеспечивает обучение информатике на этапе основного общего образования, указывается развитие творческих способностей средствами ИКТ. Если мы посмотрим цели обучения информатике и информационным технологиям на этапе среднего (полного) образования, то увидим, что ...
Поведение: понятие, регуляция
Поведение — активность живого организма, направленная на взаимодействие с окружающей средой. Обычно под поведением понимают внешне проявляемое поведение, то есть действия, которые могут быть замечены наблюдателем, речь, физиологические реакции. Мыслительное, внутреннее поведение — мыслительный проц ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования