Анализ программ и учебников по русскому языку для начальных классов в аспекте изучаемой темы
Таким образом, программа предъявляет высокие требования к интенсивности мыслительной деятельности. Насыщенность её содержания теоретическими знаниями диктуется не только принципом обучения на высоком уровне трудности, но и принципом прохождения материала быстрым темпом. С точки зрения глубины осмысления знаний существенную роль играет направленность программы не только на постепенно расширяющийся крут сведений, объединяемых в систему, но и на тонкое разграничение грамматических понятий.
Методический аппарат учебников предполагает систематичность, логичность и последовательность изложения материала, соблюдение преемственности. Богатство методического аппарата, переслаивание разных разделов языка в системе упражнений - всё это обеспечивает практическую направленность обучения.
Содержание курса русского языка представлено в учебниках в развёрнутой системе упражнений и заданий. Учебный материал направлен на развитие познавательных и коммуникативных способностей, самостоятельности и творческой активности учащихся, привлечение жизненного и речевого опыта детей, развитие эмоциональной сферы.
В методическом аппарате учебника 1 класса большая роль отводится приёму сравнения при организации наблюдений учащихся над языком и речью, нахождению сходства и различий языковых явлений.
Упражнения составлены с таким расчётом, чтобы каждый ученик понял их по возможности самостоятельно. Однако требования самостоятельного выполнения упражнения не отрицает целесообразной подготовительной работы для уяснения учащимися предстоящих действий, каждое упражнение сопровождается инструкцией.
При изучении темы «Имя прилагательное», упражнения направлены на знание учащимися того, что имя прилагательное обозначает признак предмет и отвечает на вопросы какой? Кроме того, в упражнениях содержится материал, дающий первоначальные представления о связи имени прилагательного с другими частями речи.
Так в учебнике для 1 класса в упражнении №256 детям предлагается описать предметы, изображённые на рисунке; написать по три слова, которые могут не называя предмет дать его описание.
Задания к упражнениям №257, №258 имеют своей целью понимание учащимися лексического значения имён прилагательных. Так, в упражнении №259 детям предлагается распределить прилагательные по группам (размер, цвет, возраст и т.д.); поставить вопросы к ним от существительных. В упражнении №260 в перечне слов учащиеся должны подчеркнуть слова, которые обозначают признак и отвечают на вопрос какие?, какой?, какая?
Задание к упражнению №264 направлено на выявление связи имени существительного с именем прилагательным. Детям предлагается в словосочетании хитрая лиса определить какое слово обозначает предмет, какое признак предмета, а также поставить вопросы к данным словам.
Ряд упражнений (№ 265 - № 269) направлен на выработку у учащихся навыка определения прилагательных как части речи.
Упражнения (№270 - №275) формируют умения нахождения прилагательных в предложениях, в тексте (посчитайте, сколько в загадке имён прилагательных), №370 (выпишите имена прилагательные во множественном числе и другие.)
Во втором классе при изучении имен прилагательных важно добиваться осознания детьми самого понятия «признак предмета», а следовательно, связи имен прилагательных с именами существительными, для чего пользоваться терминами «словосочетание» и «согласование».
Статьи о педагогике:
Основные принципы проектной работы
Российские преподаватели очень активно публикуют свои работы и обсуждают тему проектной методики в различных журналах. Я бы хотела обратиться в своей работе к Т.В. Душеиной, преподавательницы из города Выборг, что в Ленинградской области. В своей статье в журнале «Иностранные языки в школе» она даё ...
Понятие, сущность ценностных ориентаций в структуре личности
В отечественной литературе имеется значительное количество научных работ, посвященных формированию и функционированию ценностных ориентаций личности, социальных групп и общества в целом. Поскольку специфика ценностей лежит в междисциплинарном поле, то и исследования имеются как в области психологии ...
Современная классификация учебных проектов
Проект может быть групповым и персональным. Каждый из них имеет свои неоспоримые достоинства. Современная классификация учебных проектов сделана на основе доминирующей (преобладающей) деятельности учащихся: практико-ориентированный проект (от учебного пособия до пакета рекомендаций по восстановлен ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования