Дидактическая система К. Д. Ушинского

Перспективы образования » История развития педагогики » Дидактическая система К. Д. Ушинского

В России цельную дидактическую систему разработал педагог Константин Дмитриевич Ушинский (1824—1870). Стержнем его педагогической системы стали требования демократизации образования и обучения, идея народности воспитания, признания творческой силы трудового народа и его прав на образование. Ушинский отмечал: «Если пе­дагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях». Он показал, что знать человека во всех отношениях — это значит изучить его физические и психические особеннос­ти. Ушинский мечтал о таком времени, когда педагог бу­дет не только учителем, но и психологом. В своем капи­тальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1868—1869) он дал анализ психологических механизмов внимания, интереса, памяти, воображения, эмоций, воли, мышления, обосновал необходи­мость их учета в процессе обучения. Особое внимание об­ратил на влияние непреднамеренного воспитания, влияния общественной среды, «духа времени», его культуры и пере­довых общественных идеалов. Цель воспитания, по Ушинскому, — формирование активной и творческой личнос­ти, подготовка человека к физическому и умственному тру­ду как высшей форме человеческой деятельности.

Проблемы нравственного воспитания представлены у Ушинского как общественно-исторические. В нравствен­ном воспитании он отводил одно из главных мест патри­отизму, который исключает шовинизм, требует воспитания гражданского долга — «высказать смелое слово истины» против гнета и насилия. Его система нравственного воспи­тания ребенка исключала авторитарность, она строилась на силе положительного примера, на разумной деятельности ребенка. Он требовал от учителя развития активной любви к человеку, создания атмосферы товарищества. (Вот где корни педагогики сотрудничества.)

Новой педагогической идеей Ушинского была поста­новка перед учителем задачи научить учеников учить­ся: « .Следует передать ученику не только те или иные познания, но и развить в нем желание и способность са­мостоятельно, без учителя, приобретать новые позна­ния».

Ушинский утвердил принцип воспитывающего обуче­ния, который представляет собой единство обучения и воспитания: «Воспитание должно действовать не на одно увеличение запаса знании, но и на убеждения человека». Таким образом, К. Д. Ушинский по праву считается ос­новоположником научной педагогики в России.

Педагогические принципы К. Д. Ушинского

1. Обучение должно строиться с учетом возрастных и психологических особенностей развития ребенка. Оно дол­жно быть посильным и последовательным.

2. Обучение должно строиться на основе принципа на­глядности и т.д.


Статьи о педагогике:

Правовое воспитание в школе
В наше время с пугающей частотой говорят о подростковой преступности. На наш взгляд это происходит потому, что дети зачастую не понимают в силу молодости и горячности тяжесть содеянного. Для этого можно создать программу по правовому воспитанию несовершеннолетних. Так, например, можно социальному п ...

Системы действий учителя и учащихся
С целью выделения систем действий учителя и учащихся пред­варительно важно определить этапы разработки проекта. Обязательное требование — каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт. Системы действий учителя и учащихся на разных стадиях работы над проектом. Стадии Деятельно ...

Развивающая среда и художественное творчество дошкольников
В детском саду ребенок проводит большую часть времени. Здесь он может и должен получить удовлетворение всех своих духовных потребностей, в том числе и потребности художественной деятельности. Конечно, не все время и не все дети стремятся заняться искусством или художественным творчеством, но для те ...

Меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru