Результаты исследования и их обсуждение

Страница 8

Не менее информативным оказался проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики». Преобладание положительных эмоций у детей с задержкой психического развития отмечается 1/6 от общего количества обследуемых детей-учащихся инклюзивных классов, чего не зафиксировано в 1 классе коррекционной школы. Эмоциональное состояние в норме на 12 % больше у детей с ЗПР инклюзивного класса по сравнению с детьми коррекционной школы.

По результатам анкетирования можно сделать следующие выводы: абсолютно все родители детей с ЗПР довольны тем, что ребенок обучается в инклюзивной школе. Успехи в обучении родители также связывают с обучением в условиях инклюзии. Родителями первоклассников с ЗПР инклюзивного класса отмечается, что их дети с радостью идут в школу, что дети адаптировались к школьному режиму, их дети практически не болеют, дети делятся положительными впечатлениями о школьной жизни.

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы: гипотеза, выдвинутая в начале исследования подтвердилась результатами эмпирического исследования. Коррекционно-развивающая работа с детьми с задержкой психического развития в условиях инклюзии будет более эффективной по сравнению с обучением в условиях специальной коррекционно-развивающей школы VII вида; инклюзивное образование позволяет в лучшей степени обеспечить социализацию детей этой категории; каждый ребенок может развиваться в своем собственном режиме и получить доступное качественное образование с учетом индивидуальных потребностей и собственных возможностей в условиях инклюзивного образования.

Дети с ЗПР обучались по единым программам, разработанным для специальных коррекционных образовательных учреждений VII вида. Однако, по итогам первой четверти отмечается положительная динамика общего развития, внимания, мышления, улучшения эмоционального состояния у детей с задержкой психического развития, обучающихся в условиях инклюзии. В инклюзивном классе для ребенка с задержкой психического развития созданы все условия для достижения успеха.

Инклюзия исходит из позиции общей педагогики и психологии, ориентированных на ребенка с учетом его индивидуальных образовательных потребностей. Цель инклюзии – не только интеграция детей с ограниченными возможностями, а «одна школа для всех». Инклюзивные походы могут поддержать детей с ограниченными возможностями в обучении и достижении успеха, что даст шансы и возможность для эффективной социализации.

Инклюзия детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает:

▪ воздействие общества и социальной среды на личность ребенка с отклонениями в развитии, то есть его адаптацию к среде;

▪ активное участие в данном процессе (субъектно-объектная роль) самого ребенка;

▪ совершенствование самого общества, системы социальных отношений, которая в силу определенной жесткости требований к своим потенциальным субъектам оказывается недоступной для детей с ограниченными возможностями.

Инклюзивный подход позволяет решить проблемы образования, воспитания и социализации детей с интеллектуальной недостаточностью. Ограниченные возможности здоровья не означают ограниченные способности. Напротив, часто ребенок, имеющий психические недостатки, находясь в среде, адаптированной к его возможностям и потребностям, достигает высокого уровня социализации и самореализации. Инклюзивное образование предполагает индивидуализацию обучения и комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка.

В рамках дипломного исследования нами рассмотрено инклюзивное образование детей с задержкой психического развития. Задержка психического развития (ЗПР) – это психолого-педагогическое определение для наиболее встречающейся патологии в психофизическом развитии детей старшего дошкольного возраста. ЗПР характеризуется неравномерным формированием процессов познавательной деятельности, обусловленное недоразвитием речи и мышления, а также присутствием расстройств в эмоционально-волевой сфере. Основные группы причин, которые могут обусловливать задержку психического развития ребенка:

1) Органические причины, задерживающие нормальное функционирование центральной нервной системы.

2) Дефицит общения детей со сверстниками и взрослыми.

3) Частично сформированная ведущая деятельность возраста.

В ходе исследования показано, что в рамках инклюзивных классов можно создать условия, адекватные индивидуальным особенностям детей с задержкой психического развития, обучающихся по специальным (коррекционным) программам VII вида. Инклюзивная модель, предполагающая обучение ребёнка в массовом классе, активно апробируется в общеобразовательных школах г. Москвы. Примером служит ГОУ СОШ № 518, в которой успешно реализуется практика обучения в массовом классе учащихся с задержкой психического развития, посредством усиления индивидуального подхода в обучении, при условии дополнительных занятий учителя по русскому языку и математике с таким учащимся после уроков и сопровождения учащегося специалистами.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9


Статьи о педагогике:

Сущность и виды лекции
Лекция – это логически стройное, системное, глубокое и ясное изложение учебного материала. Назначение современной лекции в учебном процессе не в том, чтобы предоставить всю информацию по теме, а чтобы помочь освоить фундаментальные проблемы курса, овладеть методами научного познания, предложить нов ...

Сущность "гайденс" - эксперимента на базе культурного центра
"Ковчег" заключалась в следующем: I этап, инвентаризационный. На заседании координационного совета ГКЦ "Ковчег" была произведена оценка имеющихся человеческих, материальных, методико-дидактических и иных ресурсов, разработана концепция социализации личности посредством развития ...

Дифференцированный подход на уроках математики
Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени. Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную ч ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru