Результаты исследования и их обсуждение

Страница 7

Рисунок 11. Динамика уровня устойчивости внимания у детей с задержкой психического развития, обучающихся в специальной коррекционной школе (количество детей)

Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики». Методической основой теста является цвето-ассоциативный эксперимент, известный по тесту отношений А.Эткинда. Тест разработан О.А.Ореховой (Орехова, 2006) и позволяет провести диагностику эмоциональной сферы ребенка в части высших эмоций социального генеза, личностных предпочтений и деятельностных ориентаций, что делает его особенно ценным с точки зрения анализа эмоционального отношения ребенка к школе (Приложение 3 – инструкция к проведению обследования).

Показатель суммарного отклонения СО для всех обследуемых:

СО

Дети в норме

Дети с ЗПР, обучающиеся в условиях инклюзии

Дети с ЗПР, обучающиеся в коррекционной школе

Больше 20

15 %

15 %

50 %

10 – 18

65 %

62 %

50 %

Менее 10

20 %

23 %

-

Показатель суммарного отклонения интерпретируется следующим образом:

Больше 20 – преобладание отрицательных эмоций. У ребенка доминирует плохое настроение и неприятные переживания. Имеются проблемы, которые ребенок не может решить самостоятельно.

10 – 18 – эмоциональное состояние в норме. Ребенок может радоваться и печалиться, поводов для беспокойства нет.

Менее 10 – преобладание положительных эмоций. Ребенок весел, счастлив, настроен оптимистично.

Далее характеризуется сфера социальных эмоций:

Счастье – горе – блок базового комфорта

Справедливость – обида – блок личностного роста

Дружба – ссора - блок межличностного взаимодействия

Доброта – злоба – блок потенциальной агрессии

Скука – восхищение – блок познания.

Также оценивается степень дифференциации эмоций.

Данные по тесту сведены нами к трем категориям:

Уровень

Дети в норме

Дети с ЗПР, обучающиеся в условиях инклюзии

Дети с ЗПР, обучающиеся в коррекционной школе

достаточный

95 %

21 %

10 %

частичный

5 %

54 %

30 %

недостаточный

-

15 %

60 %

В целом, проведенное обследование первоклассников позволило определить, в какой степени у первоклассников сформированы школьно – значимые функции и отследить в динамике продвижение ученика в развитии.

Результаты диагностики наглядных форм мышления (тест «Цветные матрицы Равена» позволили оценить уровень развития первоклассников в динамике. Отмечено среди детей с задержкой психического развития, что более высокий уровень по итогам третьей четверти показали дети, обучающиеся в инклюзивном классе.

Результаты корректурной пробы (теста Бурдона) позволили оценить устойчивость внимания у младших школьников, опять же, более высокий уровень показали дети с задержкой психического развития, обучающиеся в условиях инклюзии по сравнению с учащимися коррекционной школы.

Методика «Исключение предметов». Дети 7-8 лет с нормальным развитием справились с заданиями всех групп сложности. Здесь отмечались единичные затруднения в речевых обобщениях, в объяснениях решений. Отдельные варианты заданий выполнялись детьми с ошибками, но общая тенденция категориального мышления уже выражена отчетливо.

Дети с задержкой психического развития выполняли стандартные обобщения, но они плохо знают обобщающие слова (транспорт, мебель) и испытывали затруднения в заданиях, в которых требовалось дать развернутое обобщение в речи («вещи, в которые можно что-то положить»). Дети, обучающиеся в инклюзивном классе, обнаружили лучшие результаты по сравнению с детьми-первоклассниками из коррекционной школы.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9


Статьи о педагогике:

Понятие "неспособность к обучению"
Неспособность к обучению - класс специфических особенностей развития, когда (при условиях нормального школьного обучения) ребенок не может усвоить определенные навыки и умения (чтения, правописания, математики, общения). Понятие неспособности к обучению не должно отождествляться с понятием неуспева ...

Анализ результатов экспериментальной работы по развитию творческого потенциала подростков с помощью занятий по фотоискусству
Для выявления эффективности проведённой работы по формированию творческого потенциала подростков был повторно проведен тест Гилфорда на развития дивергентного (нестандартного) мышления испытуемых. Результаты теста показали увеличение среднего показателя на 10%, высокого показателя на 10% оригинальн ...

Сущность и характеристика творческого потенциала
«Творческий потенциал - может рассматриваться как нереализованные, но имеющиеся у человека способности (или способности еще не развитые, не связанные со сферой их проявления даже в плане представлений) или как творческая характеристика личности, складывающаяся из интеграла специальных способностей, ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru