Результаты исследования и их обсуждение
Рисунок 11. Динамика уровня устойчивости внимания у детей с задержкой психического развития, обучающихся в специальной коррекционной школе (количество детей)
Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики». Методической основой теста является цвето-ассоциативный эксперимент, известный по тесту отношений А.Эткинда. Тест разработан О.А.Ореховой (Орехова, 2006) и позволяет провести диагностику эмоциональной сферы ребенка в части высших эмоций социального генеза, личностных предпочтений и деятельностных ориентаций, что делает его особенно ценным с точки зрения анализа эмоционального отношения ребенка к школе (Приложение 3 – инструкция к проведению обследования).
Показатель суммарного отклонения СО для всех обследуемых:
СО |
Дети в норме |
Дети с ЗПР, обучающиеся в условиях инклюзии |
Дети с ЗПР, обучающиеся в коррекционной школе |
Больше 20 |
15 % |
15 % |
50 % |
10 – 18 |
65 % |
62 % |
50 % |
Менее 10 |
20 % |
23 % |
- |
Показатель суммарного отклонения интерпретируется следующим образом:
Больше 20 – преобладание отрицательных эмоций. У ребенка доминирует плохое настроение и неприятные переживания. Имеются проблемы, которые ребенок не может решить самостоятельно.
10 – 18 – эмоциональное состояние в норме. Ребенок может радоваться и печалиться, поводов для беспокойства нет.
Менее 10 – преобладание положительных эмоций. Ребенок весел, счастлив, настроен оптимистично.
Далее характеризуется сфера социальных эмоций:
Счастье – горе – блок базового комфорта
Справедливость – обида – блок личностного роста
Дружба – ссора - блок межличностного взаимодействия
Доброта – злоба – блок потенциальной агрессии
Скука – восхищение – блок познания.
Также оценивается степень дифференциации эмоций.
Данные по тесту сведены нами к трем категориям:
Уровень |
Дети в норме |
Дети с ЗПР, обучающиеся в условиях инклюзии |
Дети с ЗПР, обучающиеся в коррекционной школе |
достаточный |
95 % |
21 % |
10 % |
частичный |
5 % |
54 % |
30 % |
недостаточный |
- |
15 % |
60 % |
В целом, проведенное обследование первоклассников позволило определить, в какой степени у первоклассников сформированы школьно – значимые функции и отследить в динамике продвижение ученика в развитии.
Результаты диагностики наглядных форм мышления (тест «Цветные матрицы Равена» позволили оценить уровень развития первоклассников в динамике. Отмечено среди детей с задержкой психического развития, что более высокий уровень по итогам третьей четверти показали дети, обучающиеся в инклюзивном классе.
Результаты корректурной пробы (теста Бурдона) позволили оценить устойчивость внимания у младших школьников, опять же, более высокий уровень показали дети с задержкой психического развития, обучающиеся в условиях инклюзии по сравнению с учащимися коррекционной школы.
Методика «Исключение предметов». Дети 7-8 лет с нормальным развитием справились с заданиями всех групп сложности. Здесь отмечались единичные затруднения в речевых обобщениях, в объяснениях решений. Отдельные варианты заданий выполнялись детьми с ошибками, но общая тенденция категориального мышления уже выражена отчетливо.
Дети с задержкой психического развития выполняли стандартные обобщения, но они плохо знают обобщающие слова (транспорт, мебель) и испытывали затруднения в заданиях, в которых требовалось дать развернутое обобщение в речи («вещи, в которые можно что-то положить»). Дети, обучающиеся в инклюзивном классе, обнаружили лучшие результаты по сравнению с детьми-первоклассниками из коррекционной школы.
Статьи о педагогике:
Возможности инклюзивного образования детей с задержкой
психического развития
Интеграция детей с отклонениями в развитии в массовые образовательные учреждения предусматривает специализированную коррекционную помощь и психологическую поддержку, задачами которых являются контроль за развитием ребенка, успешностью его обучения, оказание помощи в решении проблем адаптации в сред ...
Педагогическая система В.А. Сухомлинского
Василий Александрович Сухомлинский (1918—1970) является крупнейшим педагогом нашего столетия, его педагогические работы переведены на 40 языков народов мира, он рассматривал практически все аспекты теории и практики воспитания, дидактики и школоведения. Талантливый практик и теоретик, он всю жизнь ...
Нравственное воспитание школьников как педагогическая проблема
Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен. Подчеркнем, что они связывались главным образом с тем, что только нравственное воспитание обеспечивает формирование у личности добродетельного характера и добро ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования