Демонстрация изучаемых объектов, процессов и ах изображений
Особое место на уроках труда занимает демонстрация трудовых приемов, направленная на формирование у учащихся умений и навыков. При этом демонстрация трудовых действий органически сочетается с объяснением и рассказом. Прежде чем практически выполнить любое трудовое действие, человек осуществляет его мысленно, поэтому и формирование умений начинается с усвоения знаний о способе и последовательности выполнения действия, его мотивах и цели. Только при таком подходе у учащихся создается представление о содержании и способе выполнения трудового действия - так называемый образ действия, ориентируясь на который учащийся будет выполнять действие практически. Это придает образу действия одно из решающих значений в формировании умения. От его совершенства, полноты и точности во многом зависит эффективность выполнения самого действия и, следовательно, формирование умений. Таким образом, посредством только показа нельзя раскрыть школьникам сущность трудового действия, помочь им уяснить его особенности. Кроме того, из опыта известно, ч го учащиеся вовремя показа сами не всегда обращают внимание на основные стороны показываемого действия. Увлекаясь внешней картиной его выполнения, которая для них доступнее и интереснее, подростки обычно не замечают существенных особенностей этого действия
Для того чтобы демонстрация трудовых приемов проходила эффективно, необходимо придерживаться некоторых правил, выработанных практикой работы школ:
• учитель должен выбрать удобный ракурс для демонстрации, чтобы учащиеся видели, как выполняется рабочее движение в целом и каждый его элемент (с этой целые рекомендуется иметь поворачивающееся рабочее место учителя).
• учащиеся должны быть размещены так, чтобы им было удобно наблюдать за учителем;
• при изучении ряда трудовых операций для лучшего восприятия демонстрации рекомендуется изменять темп рабочего движения: вначале трудовой прием демонстрируется в нормальном темпе, затем в замедленном и снова в нормальном;
• до перехода к упражнениям учителю следует проверить на нескольких учащихся, как воспринят новый материал; и, если понадобится, повторить демонстрацию.
• Новой программе по трудовому обучению демонстрации уделяется особое внимание. В каждой учебной теме выделена специальная рубрика, в которой указывается перечень объектов, учебных таблиц, кинофрагментов, диафильмов, подлежащих демонстрации.
Демонстрация изучаемых объектов может вестись с рабочего места учителя, чаще всего так демонстрируются крупные предметы, которые видны всем ученикам, а также те, которые имеются в мастерских в небольшом количестве экземпляров.
Если оборудование установлено неподвижно или оно тяжелое, а при демонстрации отдельные его части видны не всем ученикам, то следует организовать показ их группам учащихся по очереди. Если демонстрируется небольшой объект, то его можно за короткое время поднести к каждому ученику.
Для формирования у школьников точных представлений об изучаемых инструментах, механизмах, приборах их необходимо демонстрировать как в неподвижном состоянии, так и обязательно в действии .
На занятиях в учебных мастерских широко используются картины, плакаты, таблицы, технические рисунки эскизы и чертежи, технологические карты и другие графические пособия. Они демонстрируются в готовом виде или выполняются учителем на доске в ходе урока. Очень часто во время занятий демонстрируются диапозитивы и учебные кинофильмы. Демонстрация средств наглядности сопровождается объяснением учителя, рассказом или проведением беседы.
Статьи о педагогике:
Особенности использования драматической литературы для активизации познавательного
интереса на уроках литературного чтения в начальных классах
Построить процесс обучения невозможно без знания индивидуальных, возрастных и психологических особенностей детей. Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (1-4 классы). В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Их выявлени ...
Критерии оценки уровня развития творческого
потенциала подростков
Для того чтобы процесс развития творческого потенциала подростков осуществлялся успешно, необходимы знания об уровнях его развития у учащихся, поскольку выбор видов творчества должен зависеть от уровня, на котором находится учащийся. С этой целью используется диагностика, осуществляемая с помощью и ...
Проблема готовности будущих учителей к творческой музыкально-эстетической деятельности
Условием формирования целостной личности школьника является гармоническое сочетание умственного, физического, нравственного, эстетического воспитания и развития. Роль искусства как фактора воздействия на процесс формирования личности была признана с древнейших времен. Музыка на протяжении столетий ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования