Проблема готовности будущих учителей к творческой музыкально-эстетической деятельности

Перспективы образования » Проблема готовности будущих учителей к творческой музыкально-эстетической деятельности

Страница 1

Условием формирования целостной личности школьника является гармоническое сочетание умственного, физического, нравственного, эстетического воспитания и развития.

Роль искусства как фактора воздействия на процесс формирования личности была признана с древнейших времен.

Музыка на протяжении столетий включалась в систему воспитания человека. Концепция употребления музыки как способа общего и педагогического образования прошла многоаспектную эволюцию. Она брала начало ещё в церковно-приходских школах, периода возникновения на Украине церквей и монастырей. Преподавание музыки в большем или меньшем объёме входило в обязательные предметы в этих школах. Особо большую роль искусства в воспитании и развитии детей придавали видные педагоги Б.Л. Яворский, Н.Я. Брюсова, В.Н. Шацкая, Н.Л. Гродзенская.

Активно использовали роль искусства и художественного воспитания в разнообразных видах учебной деятельности В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили. Проблема музыкально-эстетической деятельности подрастающего поколения актуальна и сегодня, о чём свидетельствуют исследования ряда учёных (Рудницкая, А.Ф. Линенко, Г.Н. Падалка, Л. А. Хлебникова, Г. П. Шевченко).

Анализ литературы. Данная проблема изучалась в нескольких направлениях: исследование эмоциональной регуляции музыкально-исполнительской деятельности (Т.С. Кононенко, Н.И. Миронова, Д.П. Орлова; эмоционально - эстетическое развитие студентов в процессе учебно - музыкальной деятельности (А.Д. Перепелица, К.С. Цепколенко, Д.Д Половская); структура и уровень эстетической подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности (Л.П. Аладова, Т.Ф. Брайченко, Л В. Годик, Л.Г. Коваль, Т.П. Королёва ).

В психолого-педагогической литературе накоплен определённый опыт в разработке основных теоретических предпосылок к структуре деятельности (Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, Н.А. Менчинская).

Однако, несмотря на имеющиеся исследования в данной области, возможности эффективного формирования готовности студентов в системе музыкально-эстетической деятельности недостаточно полно изучены.

Цель статьи состоит в разработке новых подходов к формированию готовности студентов к музыкально-эстетической деятельности.

Изложение основного материала. Музыкально-эстетическая деятельность характеризуется особой структурой определяемой спецификой музыкального образования, но подчиненную общим закономерностям теории деятельности.

Для определения структуры, логической организации, методов и средств формирования готовности учителя музыки к профессиональной деятельности необходимо рассмотрение ее теоретических основ.

Деятельность есть начальная и наиболее общая категория, характеризующая внутреннюю общность культуры и общественного сознания [2]. Деятельность как «общую абстракцию, которая выражает специфику общего бытия, не в плоскости отношения материального к духовному, а в плоскости отношения субъективного к объективному, человека к миру » определяет В.П. Иванов.

По словам С.Л. Рубинштейна, понятие о деятельности является одним из исходных теоретических понятий психологии основным её структурным компонентом. Деятельность имеет психологический аспект: личностный и процессуальный.

Она предполагает наличие у личности способностей, мотивов знаний, умений, благодаря которым создаётся продукт деятельности.

Г.П. Щедровицкий отмечает, что «деятельность непрерывно передаётся или, как мы говорим, « транслируется » из поколения в поколение. Средства и способы её разнообразны. Но в каком бы виде не транслировалась деятельность, повторение её другими людьми возможно только в том случае, если они умеют «копировать» увиденную деятельность.

В результате деятельности человек сознательно и целенаправленно изменяет мир и самого себя «для того, чтобы присваивать вещество природы в форме, пригодной для его собственной жизни, человек приводит в движение принадлежащие его телу естественные силы: руки и ноги, голову и пальцы. Воздействует посредством этого движения на внешнюю природу и изменяя ее, он в то же время изменяет свою собственную природу. Он развивает дремлющие силы и подчиняет игру этих сил своей собственной власти ».

Итак, основным видом деятельности является труд, выступающий как фактор проявления и развития психики. Как мы видим, деятельность осуществляется по схеме « субъект --- объект », но в качестве субъекта может выступать и личность и группа, а в качестве объекта и предметы (тогда это будет предметная деятельность) и другие субъекты (тогда это будет общение).

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Статьи о педагогике:

Содержание логопедической работы по формированию синтаксической структуры простого предложения у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня
Логопедическая работа с детьми с ОНР обуславливается рядом общедидактических и специфических принципов в работе с детьми с речевыми нарушениями, озвученными О.А. Карабановой [17. С. 88]: 1. Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач. Соблюдение означенного принципа не позволяет ...

Влияние изометрических и динамических напряжений на функциональное со стояние организма юных волейболистов
Для изучения ритма сердечной деятельности подростков использовался метод непрерывной регистрации частоты пульса непосредственно во время мышечной работы (методика описана во второй главе). Известно, что частота пульса является весьма лабильным показателем функционального состояния сердечно-сосудист ...

Ценностные ориентации педагогов: социально-педагогический аспект
Для лучшего понимания социально-педагогической роли ценностных ориентаций учителей, их месте в образовании ребенка, нам следует рассмотреть понятия «школа» и «воспитание» в более широком социальном понятии. Школа – это сложный целостный социальный институт, который не сводим к простому объединению ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru