Обобщение опыта учителей РФ и РС по развитию коммуникативных способностей младших школьников на уроках риторики
над дыханием, артикуляцией, очень
важно показать учащимся правильное выполнение всех упражнений, заинтересовать каждого ребенка, акцентировать внимание на значимости
данного вида работы. Поэтому они используют в своей работе разнообразные приемы (анализ текста, создание речевых ситуаций, словесное иллюстрирование, устные пересказы и рассказы).
Учителя считают, что становлению и
развитию голосовых способностей
младших школьников следует уделять особое внимание. Учащиеся выполняют упражнения, не опираясь на образец, предлагаемый логопедом, а руководствуясь лишь словесной инструкцией или изображением. В дальнейшем учащиеся самостоятельно, по желанию, проводят речевую разминку. Учащиеся начинают свободно общаться, исчезает скованность. Совместная работа, проведенная учителем, логопедом и психологом, непосредственно дает следующие результаты: артикуляция учащихся становится более четкой; вырабатывается правильное речевое дыхание; развивается и активизируется голосовой аппарат; обогатился интонационный рисунок речи детей .
Как подчеркивают учителя, целями фонопедических упражнений являются следующие:
1) равномерное развитие механизмов голосообразования;
2) развитие эмоционального интонирования;
3) развитие фонематического слуха;
4) формирование навыков произвольного интонирования;
5) формирование навыков ораторской речи;
6) приобщение к актерскому искусству;
7) профилактика заболеваний голосового аппарата и расстройств голосовой функции;
8) выброс нервного напряжения через голос.
В общем, нужно подметить, что риторика активно изучается пермскими учителями. Так, В Перми, при «СОШ №149», лаборатория (сначала школьная, а через год районная) «выросла до» кафедры риторики и риторизации. Научный руководитель - С.А. Минеева, к.ф.н., доцент, ведущий методолог НП «ЗУУНЦ», заведует кафедрой Л.В. Горбач, учитель риторики высшей квалификационной категории.
Эмбер Валентина Николаевна, директор МОУ «Начальная общеобразовательная школа №1» ЗАТО п. Солнечный Красноярского края - считает, что одной из основных целей «Этико-риторического курса» является формирование коммуникативно-речевой культуры, знания и методы преподавания тоже коммуникативные. В процессе обучения она использует следующие методы:
1) творческие и сюжетно-ролевые игры
2) моделирование
3) проигрывание и анализ ситуации речевого общения
Из этого вытекает необходимость использования следующих принципов преподавания курса:
1) принцип обучения речи на основе ситуаций;
2) принцип приоритета практики;
3) принцип сотрудничества и сотворчества учителя и ученика;
4) принцип развития мыслительной и речевой активности и самостоятельности учащихся;
5) принцип речевой направленности обучения;
6) принцип индивидуализации обучения;
7) принцип функциональности;
8) принцип новизны.
Свои уроки, она планирует и проводит в следующей форме: эвристические уроки, оргдеятельностные уроки: уроки целеполагания, уроки рецензирования, самооценки, рефлексии. Уроки когнитивного типа: урок исследования объекта, урок конструирования понятий (правил, закономерностей, гипотез), урок-концерт. Уроки креативного типа: урок-фантазия, поисковый урок, урок символотворчества, урок составления задач, урок «изменения» истории, урок - эвристическая ситуация, прогностический урок, урок защиты творческих работ .
Человек культуры - свободная личность, способная к самоопределению в мире культуры» - таково мнение Е.В. Болдаревской по проблеме развития коммуникативных школьников у младших школьников. Как она отмечает, курс риторики в школе - предмет сугубо практический. На своих уроках она проводит риторический анализ произведений, что предполагает обсуждение, по крайней мере, трех вопросов:
1) Что сказал говорящий (ритор);
2) Что он хотел сказать;
Статьи о педагогике:
К.Д. Ушинский. Его произведения для детей дошкольного и младшего возраста
Ушинский написал много книг по педагогике, но самые известные из них – “Родное слово” и “Детский мир”. "Родное слово" – это книги для для первоначального обучения детей, в возрасте до 10 лет, которые вышли в свет в 1864 году. "Родное слово" представляет собой систематическое рук ...
Письменная речь на уроках русского как иностранного. Чтение и письмо
Письменная речь – вид речевой деятельности, который связан с умением излагать информацию в письменной форме. "Основная функция письменной речи - фиксация устной речи, имеющая цель сохранить ее в пространстве и времени. Письмо служит средством коммуникации между людьми, когда непосредственное о ...
Метод преобразования задачи
Если разбить задачу на несколько подзадач невозможно, то следует попытаться ее как-то преобразовать, но, не меняя язык на котором была задана данная задача. Это значит, что если задача была алгебраической, то преобразованная задача тоже должна быть алгебраической, если она была геометрической то пр ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования

