Обобщение опыта учителей РФ и РС по развитию коммуникативных способностей младших школьников на уроках риторики

Перспективы образования » Развитие коммуникативных способностей младших школьников на уроке риторики » Обобщение опыта учителей РФ и РС по развитию коммуникативных способностей младших школьников на уроках риторики

Страница 2

над дыханием, артикуляцией, очень

важно показать учащимся правильное выполнение всех упражнений, заинтересовать каждого ребенка, акцентировать внимание на значимости

данного вида работы. Поэтому они используют в своей работе разнообразные приемы (анализ текста, создание речевых ситуаций, словесное иллюстрирование, устные пересказы и рассказы).

Учителя считают, что становлению и

развитию голосовых способностей

младших школьников следует уделять особое внимание. Учащиеся выполняют упражнения, не опираясь на образец, предлагаемый логопедом, а руководствуясь лишь словесной инструкцией или изображением. В дальнейшем учащиеся самостоятельно, по желанию, проводят речевую разминку. Учащиеся начинают свободно общаться, исчезает скованность. Совместная работа, проведенная учителем, логопедом и психологом, непосредственно дает следующие результаты: артикуляция учащихся становится более четкой; вырабатывается правильное речевое дыхание; развивается и активизируется голосовой аппарат; обогатился интонационный рисунок речи детей .

Как подчеркивают учителя, целями фонопедических упражнений являются следующие:

1) равномерное развитие механизмов голосообразования;

2) развитие эмоционального интонирования;

3) развитие фонематического слуха;

4) формирование навыков произвольного интонирования;

5) формирование навыков ораторской речи;

6) приобщение к актерскому искусству;

7) профилактика заболеваний голосового аппарата и расстройств голосовой функции;

8) выброс нервного напряжения через голос.

В общем, нужно подметить, что риторика активно изучается пермскими учителями. Так, В Перми, при «СОШ №149», лаборатория (сначала школьная, а через год районная) «выросла до» кафедры риторики и риторизации. Научный руководитель - С.А. Минеева, к.ф.н., доцент, ведущий методолог НП «ЗУУНЦ», заведует кафедрой Л.В. Горбач, учитель риторики высшей квалификационной категории.

Эмбер Валентина Николаевна, директор МОУ «Начальная общеобразовательная школа №1» ЗАТО п. Солнечный Красноярского края - считает, что одной из основных целей «Этико-риторического курса» является формирование коммуникативно-речевой культуры, знания и методы преподавания тоже коммуникативные. В процессе обучения она использует следующие методы:

1) творческие и сюжетно-ролевые игры

2) моделирование

3) проигрывание и анализ ситуации речевого общения

Из этого вытекает необходимость использования следующих принципов преподавания курса:

1) принцип обучения речи на основе ситуаций;

2) принцип приоритета практики;

3) принцип сотрудничества и сотворчества учителя и ученика;

4) принцип развития мыслительной и речевой активности и самостоятельности учащихся;

5) принцип речевой направленности обучения;

6) принцип индивидуализации обучения;

7) принцип функциональности;

8) принцип новизны.

Свои уроки, она планирует и проводит в следующей форме: эвристические уроки, оргдеятельностные уроки: уроки целеполагания, уроки рецензирования, самооценки, рефлексии. Уроки когнитивного типа: урок исследования объекта, урок конструирования понятий (правил, закономерностей, гипотез), урок-концерт. Уроки креативного типа: урок-фантазия, поисковый урок, урок символотворчества, урок составления задач, урок «изменения» истории, урок - эвристическая ситуация, прогностический урок, урок защиты творческих работ .

Человек культуры - свободная личность, способная к самоопределению в мире культуры» - таково мнение Е.В. Болдаревской по проблеме развития коммуникативных школьников у младших школьников. Как она отмечает, курс риторики в школе - предмет сугубо практический. На своих уроках она проводит риторический анализ произведений, что предполагает обсуждение, по крайней мере, трех вопросов:

1) Что сказал говорящий (ритор);

2) Что он хотел сказать;

Страницы: 1 2 3 4 5


Статьи о педагогике:

Педагогическая система Жан-Жака Руссо
Жан-Жак Руссо исходил из идеи природного совершенства детей. По его мнению, воспитание не долж­но мешать развитию этого совершенства, а потому следу­ет предоставлять детям полную свободу, приспосабливаясь к их склонностям и интересам. Эти идеи Руссо положи­ли начало разработке теории «свободного во ...

Основные требования к учителю, его функции и мастерство
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет ни любви к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам - он совершенн ...

Краткие сведения об «образовательной карте» города, района
Одной из приоритетных задач допрофильной подготовки и профильного обучения является организация информационной работы с учащимися основной и старшей школы. Допрофильная подготовка и профильное обучение, как правило, должны начинаться с информирования учащихся и их родителей об образовательных возмо ...

Меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru