Обобщение опыта учителей РФ и РС по развитию коммуникативных способностей младших школьников на уроках риторики

Перспективы образования » Развитие коммуникативных способностей младших школьников на уроке риторики » Обобщение опыта учителей РФ и РС по развитию коммуникативных способностей младших школьников на уроках риторики

Страница 3

3) Что сказал ненамеренно.

А риторические задачи основываются на описаниях всех значимых компонентов речевой ситуации:

кто говорит - пишет (адресант);

- кому (адресат);

- для чего - зачем (задача высказывания);

- что - о чем (содержание высказывания;

- как (в устной или письменной форме, в каком стиле и т. д.);

- где (место, где происходит общение, расстояние между общающимися, если это важно);

- когда, как долго (время, когда происходит общение, - сейчас, в прошлом; время, отведенное а общение, если это важно).

Форма проведения урока, излагается учителем следующим образом: учащимся предлагается войти в описанные обстоятельства и в речевую роль. Риторические игры в отличие от риторических задач содержат соревновательный элемент и предполагают определение победителя: кто (какая команда) веселее, забавнее, смешнее. В отличие от словесных речевых игр риторические игры строятся на материале программы о риторике и служат решению задач этого учебного предмета.

О.Н. Сивцева, учитель СОШ №31 г. Якутска, подчеркивает, что урок риторики имеет свою организационную специфику. Она проводит эвристические уроки, применяя при этом приемы написания изложений и сочинений, а также прием создания речевых ситуаций. В нее, учитель начальных классов, часто включает сквозные, необязательные на каждом уроке речевые, ортологические разминки и импровизационные задачи:

1) речевые разминки, пятиминутки речевой гимнастики: упражнения типа «Произнесем шепотом, но отчетливо .», «Задуем свечу» (для развития дыхания); «Пусть сейчас прожужжит жук, комар», «Вспомним грустные стихи. Кто начнет ?» и т. д.;

2) ортологические разминки: упражнения на усвоение произносительных, словообразовательных и т. п. норм литературного языка;

3) импровизационные задачи, т. е. неподготовленные диалоги и монологи, развивающие спонтанную (неподготовленную) речь.

Эти сквозные виды работ обеспечивают формирование определенных умений и навыков и в то же время позволяют переключить учащихся с одного вида деятельности на другой, снимают усталость. Поэтому эти виды работ проводятся живо, легко, на интересных примерах, с использованием различных мнемонических приемов, стихотворений, песенок и музыкального сопровождения.

А.В. Броцкая, учитель начальных классов, школы №1, Зеленоград, Москва пишет, что уроки риторики требуют особой формы проведения, чтобы было легче вводить детей в предлагаемые обстоятельства. Таким образом, она посадила учащихся так, чтобы они могли видеть друг друга. При этом она использует приемы беседы, создание речевых ситуаций, устные пересказы и рассказы.

Для этого в ее классе имеется магнитофон для записи высказываний детей и создания собственной фонотеки к предмету, телевизор и видеомагнитофон - ведь с его помощью можно увидеть и услышать, как происходит общение, тщательно проанализировать все промахи общающихся и самостоятельно сделать выводы. Компьютер - ее программа апеллирует в первую очередь к чувствам ребенка, а уж затем к разуму. Ведь в 6 – 10-летнем возрасте формируется нравственный стержень человека.

Урок Е.Н. Пирожковой, учителя начальных классов Усть-Алданского района, состоит из ознакомительной части, главная цель которой – кратко и доходчиво объяснить новое понятие. Она очень умело использует такие приемы как анализ текста и словесное иллюстрирование. Простые понятия, такие, как жадность, лень, забота, определяются только словарным пояснением. Более сложные, как, например, ответственность, справедливость, совесть, гармония, иллюстрируются короткими примерами из жизни, играми с вопросами и вариантами ответов. После этого Екатерина Николаевна или подготовленный заранее ученик читает одну или две сказки по этой теме.

Внимание детей обращается на красоту полезность рассматриваемого понятия или на его безобразность и вредность. Выработке личной нравственной позиции ребенка способствует беседа по приведенным к каждому произведению вопросам.

Страницы: 1 2 3 4 5


Статьи о педагогике:

Художественные средства модернизации развивающей среды в ДОУ
а) Конструкция и форма:Конструкция и форма помещений строится в нашей стране по типовым и индивидуальным проектам. Типы зданий и детских дошкольных учреждений имеют существенные различия между собой. Эти различия определяются и условиями строительства, и климатом, и особенностями местности. Более э ...

Теоретические аспекты обучения старших дошкольников измерительной деятельности и развитие представлений о величине
Вопрос о роли измерений в формировании первых математических представлений ставился еще в работах К.Д. Ушинского [1]. Прогрессивные представители русской методики арифметики также значительное внимание уделяли этой проблеме. Первые советские методисты в области дошкольного воспитания (Е.И. Тихеева, ...

Понятие, сущность ценностных ориентаций в структуре личности
В отечественной литературе имеется значительное количество научных работ, посвященных формированию и функционированию ценностных ориентаций личности, социальных групп и общества в целом. Поскольку специфика ценностей лежит в междисциплинарном поле, то и исследования имеются как в области психологии ...

Меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru